Политинформации давних школьных лет оживали в памяти, когда по всем каналам главной новостью шли съемки из квартиры старой разведчицы Антонины Ефремовой, собиравшейся на встречу с коллегой-разведчиком (текст НТВ) в Кремль. Это был своеобразный сериал, своеобразное реалити-шоу: вот бойкая старушка выбирает цвет пиджака под медали, вот идет съемка в Кремле, а потом президент в виде совершенно случайной реакции на просьбу старушки о помощи в строительстве воинского мемориала в Серпухове подъезжает к дому просительницы на машине (сам – за рулем), дарит ей «Волгу», ест за ее столом оладьи и с усмешкой выслушивает сетования на свою субтильность и перегруженность работой, а потом возлагает вместе с нею, уже в сумерках, невесть откуда взявшиеся розы на припорошенный снегом прямоугольник надгробия. Добро бы только старый водевиль про девушку-гусара гоняли по нескольким каналам; но даже из праздника прекрасных и нежных существ умудрились сделать конъ-юнктурную акцию, «заодно» освещающую подготовку к 60летию Победы.
Телеканалы, из тех, что производят собственную продукцию, а не просто гоняют клипы и рекламу, испытывали неизбывную неловкость от необходимости давать заставки с букетиками, поздравлять и чествовать четко определенную по биологическим параметрам часть публики. И потому всячески изворачивались, чтобы женщинам хоть немножко, но нахамить, чтобы их, навязчивых, хоть слегка, но унизить, чтобы им, самодостаточным, хоть с натяжкой, но напомнить об отсутствии у них отдельных частей тела вкупе с интеллектуальными, психологическими, профессиональными возможностями. В общем, получилось.
Можно ли было додуматься до того, чтобы в канун Международного (впрочем, это тоже было поводом для дискуссий) женского дня устроить раздачу самопровозглашенных премий «Золотой соловей»... мужчинам. Этот аттракцион уже не в первый раз демонстрировал на НТВ В. Соловьев, который перед «сладкой» акцией устроил «кислую» и в передаче «К барьеру!» соединил феминистку Машу Арбатову «в шоколаде» (ее собственные слова) и нешироко известного публициста, в чем я, впрочем, не очень уверена, Никонова в клетчатой рубахе. В «кислой» передаче Соловьев ерничал: «Теток много, хотят в парламент». В «сладкой» имел на себе галстук-бабочку и держал на зрительских местах своих прежних «барьерщиц» Хакамаду, Арбатову, Нарусову, которые по его мановению венчали клетками с птичками мужчин талантливых, умных, известных как первым и вторым, так и вопреки тому и другому. Думаю, все же женщинам у экранов доставил удовольствие такой редкостный перл не получившего звание «настоящего полковника» Зюганова. «Вы, – сказал он, – это Вера, Надежда, Любовь и (пауза, «полковник» вспоминал формулировку) мудрость – мать их – Софья». Вот что значит порядок слов: у мужчины он чуть изменился по сравнению с общепринятым, и женщинам уже кажется, что прозвучала непристойность.
Кто-то из телевизионного, кстати, сплошь мужского руководства решил, что в критические для женского миросозерцания дни дамы жаждут видеть и слышать мужчин. И понеслось.
Именно к 8 Марта приурочили последний выпуск просуществовавшего 12 лет «Смака»; Макаревича окружали мужчины на все вкусы – от Лещенко до Харатьяна, от Абдулова до Газманова, от готовившего еду Парфенова до вызванного только для распития поминальной рюмки Эрнста.
В честь праздника мужчины надорвались и сделали для Первого канала шоу под видом документального фильма – «Мужская работа в юбках». Пародисты, драматические артисты и другие господа, на чью долю выпала тяжелая обязанность перевоплощаться в дам, демонстрировали мячики (для верхней части тела), туфельки 41-го размера (как ни странно, для нижней), а главное – томную усталость, как мужественно щурившийся Нагиев: мало того что мы, сильные, красивые, умные, несем ответственность и принимаем решения за вас, так мы еще и изображаем вас – слабых, некрасивых, глупых, что, поверьте, дамы, не так уж трудно, но неприятно...
Кстати, о слабых и глупых: в новом выпуске сатирического киножурнала «Фитиль» (номинально им руководит Михалков-старший, а реально ставит Угольников) 7 марта на канале «Россия» появились подружки-соперницы, которые и пудрились, и целлюлит обсуждали, и в «стрелке» готовились участвовать в окружении своих мужеподобных телохранительниц. То есть если от мужчин что и взяли современные женщины, то только дурное и уродливое; женщины сделались еще хуже, а мужчины не виноваты – судьба у них такая нелегкая...
И уж совсем неприятный вкус – реально пролитой крови, алкоголя, очевидно, и наркотиков, да и запах денег, которые все же, вероятно, пахнут, – имел фильм, подававшийся на НТВ как главная праздничная приманка. «Рублевские жены», невесты («героем» был прозрачно-ажурный юдашкинский туалет К. Собчак, готовящейся к летней свадьбе), крутящиеся на рублевской «панели» претендентки на роль невест, а также вдовы (любимое занятие – бокс, так, для снятия стресса) – это был кусочек, как, очевидно, казалось руководству канала и авторше фильма Гордеевой, сладкой жизни. Этакий ликбез для девочек из разных городов и разных районов города Москвы; некий продюсер советовал им научиться играть в нарды, не носить розовые сапоги и сумочки. Странный фильм, для женщин не только занятный, но и раздражающий.
Во всех этих программах так и звучало: подвиньтесь, дамы, самим места мало. Но политес был выдержан. Этак миленько сработал двойной стандарт: мужчины для себя и мужчины, так и быть, для женщин. Так что же удивляться тому, что не наш канал Euro-News по окончании наших праздников также побаловался этим двойным стандартом. Только уже не на бытовом, а на политическом поле: наряду с испанскими колоколами по погибшим от теракта на вокзале год назад и с упоминанием об отлучении Бен Ладена от ислама шли расширенные сожаления относительно «убийства» умеренного Масхадова. Девочки направо, мальчики налево; европейский стандарт не чета российскому. Так что подвинуться должны не только дамы, но и Россия, обладающая, согласно русским философам, женскою душою.
//Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения.