Возникла критическая ситуация. Моментально мы включились в борьбу с техногенной катастрофой локального масштаба. Жена позвонила по телефону дежурного РЭУ-6, что по проезду Доброхотова, 9, в ведении которого находится наш дом. На звонок никто не ответил.
На помощь пришли соседи. РЭУ находится рядом, и их взрослый сын побежал туда за ключом от подвала, чтобы можно было перекрыть воду в стояке. Но дежурная ключ не дала, заявив, что может его дать только аварийной службе...
Одновременно мы позвонили в городскую аварийно-ремонтную службу по телефону 73-28-28. Там вызов приняли, обещали немедленно выслать бригаду.
Однако вода из прорванного крана хлестала, и минут через двадцать жена не выдержала и позвонила в МЧС по телефону 01. Доблестные бойцы МЧС, которые очень эффектно смотрятся по телевизору, особенно когда спасают кошек с деревьев, ответили, что могут помочь лишь добрым советом. И посоветовали позвонить все в ту же аварийную службу (732828).
Еще через пятнадцать минут прибыла аварийная служба. Ее работник взял в РЭУ ключ, соседи показали ему, где в подвале перекрывается вода (мы с женой не могли отвлечься, постоянно выносили кипяток, хлеставший в подставляемые емкости), и он остановил этот поток. Я посмотрел на часы, было 21.58.
На следующий день с утра жена позвонила в РЭУ, изложила ситуацию и получила ответ: слесарь будет с 9 до 12 часов. Действительно, около 10 часов прибыл слесарь, осмотрел место вчерашней аварии и... заявил, что ничего делать не будет, а лишь готов открыть воду в стояке, когда мы попросим его об этом, самостоятельно сменив сломанный кран. Что ж, мы все сделали. И вновь через полтора часа позвонили в РЭУ. Около 15 часов прибыл слесарь и открыл воду.
Не поможет ли редакция уважаемой газеты «Северный край» выяснить, за что же мы платим коммунальным службам деньги? Кто должен ремонтировать и менять в данном случае сломанный кран?
И последнее. Авария произошла из-за поломки шарового вентиля итальянского производства. При его покупке (полтора года назад) мне показывали сертификат и гарантировали 20 лет безотказной работы... Я, конечно, понимаю, что умельцы «нарисуют» любой документ, но неужели контролирующие органы здесь совершенно бессильны?
Я часто слышу: обращайтесь в суд. Но, поверьте, надо быть сумасшедшим, чтобы через суд заставлять слесаря привернуть вентиль. У меня, непрофессионала, эта работа заняла три минуты. А судиться мне пришлось бы три года. Что-то не так с нашим жилищно-коммунальным хозяйством...
В. А. ШУКЛИН. Ярославль.
Наш комментарий
Это письмо показалось нам достойным не только публикации, но и внимательного изучения. Даже, прямо скажем, проверки. И мы прошли очерченным путем...
Позвонили в ярославский отряд МЧС. Там отвергли обвинения в стремлении спасать лишь кошек и таиландцев и объяснили, что не только в мировом, но и в коммунальном хозяйстве существует некое разделение труда. В городских условиях аварии в ЖКХ устраняет именно аварийно-ремонтная служба, находящаяся в системе департамента городского хозяй-ства, в которую совершенно правильно обратился наш герой. И она, как видно из письма, не подвела его.
Ну а замена вышедшего из строя устройства – это функция текущего обслуживания жилья, входящая в обязанности РЭУ, за которую жильцы ему ежемесячно платят. То есть автор письма все сделал правильно.
Но почему же тогда слесарь, незамедлительно прибывший на вызов, не выполнил эту функцию? Ответ дал сам Виктор Анатольевич, сообщив, что «полетел» у него вовсе не тот маховик, что изначально стоял на трубе, отводящей от стояка воду в квартиру, а относительно новый, самостоятельно поставленный им около полутора лет назад.
Дело в том, что РЭУ принимает на обслуживание то внутридомовое хозяйство, которое имеется в доме на момент сдачи его в эксплуатацию. Муниципальные коммунальщики ремонтируют его (должны по крайней мере ремонтировать), заменяют в случае прихода в полную негодность (по причине естественного износа). И совершенно бесплатно. То есть в счет тех денег, что жильцы платят по графе «содержание и ремонт жилья». Так сказано в утвержденных на федеральном уровне «Правилах содержания и обслуживания жилого фонда». И об этом нам напомнил директор РЭУ-6 Василий Сащенко.
За выход из строя самостоятельно установленного устройства РЭУ ответственности не несет. И ни ремонтировать, ни менять его (тем более бесплатно) не обязано. В беседе с журналистом автор письма высказал предположение: может быть, отказавшийся делать эту работу слесарь-сантехник намекал на «отдельную оплату» его труда? Так сказал бы прямо, сколько ему надо.
Непосредственный начальник слесаря инженер по сантехнике РЭУ-6 Вадим Полоскин так объяснил ситуацию. За изделие коммунальщики, как уже сказано, не отвечают. Но отвечают за нормальное функционирование коммунальных систем. Поэтому водопроводный стояк не мог оставаться перекрытым. Жильцы обязаны были предоставить новое, купленное ими за свои деньги запорное устройство, а слесарь – незамедлительно установить его без какой-либо дополнительной оплаты. Почему заказчик работы и исполнитель (не исполнивший ее) не поняли друг друга? В этом успокоившиеся уже жильцы не захотели разбираться.
Какой из изложенной ситуации следует вывод? Простой: сантехникам надо доверять. Не надо менять краны, вентили и прочие узлы своими силами. Следует вызвать специалиста и продемонстрировать ему причину, подвигнувшую вас на этот решительный поступок. Обычно это подтекание водопроводных систем. Слесарь предложит простейшее решение проблемы – поменять сальник. А вы ему – свою альтернативу. В случае, если не найдете общий язык, пишите мотивированное заявление на имя директора РЭУ, потом, возможно, и повыше.
Мороки может оказаться и не меньше, чем сразу судиться. Но древнюю русскую мудрость о том, что без бумажки ты букашка, еще никто не отменял. И с того, кто гарантирует 20-летнюю безотказную работу агрегата, тоже следовало бы получить документ. Тогда и претензию предъявить можно. Возможен и вариант, что новшество установит не слесарь из РЭУ, недоверие к которому перебороть так и не удастся, а какой-то другой умелец, из частной фирмы. И в этом случае нужен документ с гарантийными обязательствами, с условиями постгарантийного обслуживания. А уж если все делал сам, своими руками, то и претензии не к кому предъявлять...