Представить именинника читателям, среди коих так много его поклонников, наш корреспондент попросил гостей Ярославля – директора всемирно известной немецкой фирмы органостроения «Зауэр» Петера Фрессдорфа и ее эксперта-консультанта Мартина Штефана.
Родом «король» из Франкфурта-на-Одере, где находится фирма. Как не преминули сразу же уточнить собеседники, это неподалеку от Веймара, где великий Бах написал все свои органные сочинения.
Фамильному древу фирмы «Зауэр» – без малого полтора столетия. Известно и время рождения ярославского органа. На тридцатилетней давности фотографии тогдашнего консультанта фирмы профессора Иоганна-Эрнста Келера момент приемки обозначен с точностью до одного часа: «10 декабря, 10 часов утра».
Ученик покойного профессора Мартин Штефан из всех свойств королевской натуры лучшими считает его неприязнь к фальши и склонность к вольной игре воображения. Первое, как объяснил герр Штефан, обеспечивается сочетанием в управлении инструментом механики и электрических цепей, а кроме того, и стереофоническим эффектом от расположения труб одного тембра в разных местах портала. Второе же коронное качество органа – дар импровизации – Мартин Штефан собирается продемонстрировать прямо на концерте – исполнением фантазии на русские народные темы.
При всей независимости натуры его высочество легко поддается женскому обаянию. По общему мнению собеседников, ярославский брак заметно смягчил его властолюбивую натуру. Под воздействием «королевы» – Любови Шишхановой стал он общительнее и демократичнее. В этом сезоне он в первый раз собирал в Ярославле учеников Шишхановой на кафедре органа и клавесина Московской консерватории. Охотно играл он и в ансамблях – с арфой, скрипкой, виолончелью, певцами, мастером художественного слова Элеонорой Волгиной.
– А еще он любит детей, – заметил герр Петер, явно имея в виду многолетний цикл лекций-концертов «королевы» для юных слушателей.
Именинник почитает своего земляка Баха и старых мастеров, при этом его никак не назовешь ретроградом: любит и современную музыку. На IV фестивале имени учителя «королевы» Леонида Ройзмана впервые в России исполнялась «Праздничная токката» для органа и оркестра американского классика Барбера. В тридцатом сезоне прошла и мировая премьера с персональным по-священием Любови Шишхановой – музыки на стихи из «Экклезиаста» японского композитора Накаджимы. Сенсацией было и недавнее исполнение в Ярославле «Большой органной тетради» Юрия Буцко, сочиненной на основе древнерусских знаменных распевов.
Не оставлен был без внимания и деликатный вопрос о здоровье повелителя мелодий. Лучше всего, конечно, он чув-ствует себя в стенах кирхи, где не бывает перепадов температур и сквозняков. Семь лет назад фирма основательно подлечила ярославца. С тех пор, как говорит «королева», его высочество ни на что серьезнее «легкого насморка» не жаловалось.
//Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН.