Сашка – симпатичный один-надцатилетний мальчишка с ямочками на щеках и хитринкой в карих глазах живет с родителями в однокомнатной квартире. В последнее время его мать не работала. Бывало, к родителям приходили гости, вместе они распивали бутылочку-другую. Однажды из дома пропала тысяча рублей, и подозрение пало на пацана. Хотя он утверждает, что денег не брал. Говорит, что в тот день у них опять были гости. Возможно, кто-то из них и прикарманил означенную сумму.
Некоторое время спустя, припомнив этот случай, мамаша схватила ремень и занялась вразумлением сына. На теле ребенка остались синяки и кровоподтеки. После этого подручные средства стали неотъемлемой частью воспитательного процесса. Например, за незаполненный дневник мать избила Сашу лопаткой для выбивания пыли. Чтобы лишний раз не попасть под тяжелую мамину руку, мальчик разработал тактику поведения. Когда в семье назревал конфликт, угрожающий перерасти в побои, он просто уходил из дома и возвращался поздно вечером, когда родители засыпали.
На выходные Саша ездил к бабушке, Людмиле Алексеевне. Она-то и обнаружила синяки на теле ребенка. Внук рассказал бабуле об их происхождении. Отношения Людмилы Алексеевны и дочери полгода назад были безнадежно испорчены. Поэтому, чтобы вразумить Сашину мать, она подала заявление в милицию. Дело довели до суда.
По словам инспектора по охране детства отдела образования Ленинской администрации Татьяны Савиновой, рассматривать случаи жестокого обращения в семье с несовершеннолетними детьми приходится довольно редко. И не потому, что такого не бывает. Просто дети боятся рассказывать о побоях, а окружающие помалкивают, чтобы не портить отношения с соседями.
Чаще всего об избиении детей инспекторам становится известно из анонимных звонков. Сотрудники РОВД и органов опеки идут по адресу, но зачастую информация не подтверждается. Бывали случаи, когда ребенок сильно плакал, потому что его отругали. Соседи же воспринимали его рев как призыв о помощи. Если обнаруживается, что ребенка били, инспектор проводит для первого раза воспитательную беседу с нерадивыми родителями. И только в том случае, если история повторяется, он собирает необходимые материалы и представляет их прокуратуре для подготовки искового заявления.
Заместитель начальника отдела по делам несовершеннолетних областного УВД Марина Морозова рассказала, что случаи жестокого обращения с детьми сейчас не редкость, но в суде рассматриваются единицы. Потому что ребенок не способен давать показания против своих родителей, какими бы плохими они ни были. К тому же факт жестокого обращения или неисполнения родительских обязанно-стей очень сложно доказать.
По мнению психологов, жестокость в семье влияет на способности детей и снижает их интерес к учебе. Ребята из неблагополучных семей со временем начинают воспринимать агрессивные отношения как норму и впоследствии строят свои семьи по этому же прин-ципу. Жестокими родителями прежде всего движет желание самоутвердиться, выместить на более слабом свои негативные эмоции, неудовлетворение жизнью и самим собой.
Сашина мама со всеми обвинениями согласилась и по подсказке адвоката заявила, что раскаивается. Суд приговорил ее к трем месяцам исправительных работ.
После оглашения приговора Людмила Алексеевна пошла домой, а мальчик остался ждать маму. Сашка стоял на лестнице и печально смотрел вслед бабуле, а когда она скрылась из виду, заплакал.
До судебного заседания он надеялся, что взрослые защитят его, но после решения суда понял, что ему предстоит вернуться в те же стены, к тем же проблемам. И нет никакой гарантии, что мать не возьмется опять за ремень или палку.