Проведенная на следующий день выборочная проверка двадцати маршрутных такси показала, что в гнездах под панелью приборов некоторых машин действительно вместо заводских фарфоровых предо-хранителей торчали и монеты, и металлические пуговицы, даже канцелярская скрепка. Четыре авто транспортная инспекция сняла с маршрутов. Какие нарушения позволяют себе те, кто в выборочную проверку не попал, одному богу известно. Если учесть, что автобус сгорает всего за несколько минут, а дверь запросто может заклинить, то судьбе пассажиров не позавидуешь.
За 11 месяцев прошлого года в области произошло 58 ДТП с участием маршруток (в 16 случаях виновны водители машин).
Справедливости ради надо сказать, что не только такси, но и пассажирские автобусы попадают в аварии. Хотя в отличие от маршруток не переворачиваются и не горят.
По поводу пожара еще идет следствие. Свое мнение высказал корреспонденту «СК» председатель Ярославской региональной общественной организации пассажирских перевозчиков («Транском») Алексей Рогушкин:
– Сгоревшей машине было всего два с половиной года, принадлежала она предпринимателю Сергею Маслову. Идет следствие, у пожарных своя версия, у гаишников – своя, а мы, профессионалы, имеющие дело с этими самыми маршрутками, считаем, что несчастный случай произошел из-за замыкания в проводке. Это однозначно заводской брак. Вопреки скоропалительным сообщениям в СМИ, эта маршрутка имела лицензию, лицензионную карточку. Техосмотр водитель прошел по полной программе. Если бы у автобуса отвалилось колесо или он врезался в столб на ровном месте – вот тогда водитель стопроцентно виноват. А когда вспыхивают провода, то здесь надо виноватых искать в другом месте. Сейчас даже навехонькая, с конвейера техника – это такой, извините, ширпотреб... Новая машина может ни с того ни с сего вспыхнуть и сгореть за 5 – 10 минут. У «пазиков» сейчас много проблем. Мы со специалистами по автотехнике выезжали на Павловский завод, где клепают эти машины, чтобы предъявить производителю довольно внушительный список рекламаций. В частно-сти, есть у нас претензии к той же электропроводке.
– Пассажира, Алексей Владимирович, мало интересуют тактико-технические данные автобуса. Он заплатил и хотел бы добраться до места живым и здоровым.
– Мы в этом сами кровно заинтересованы. Вот официальная статистика, предоставленная нам Российской транспортной инспекцией: за прошлый год в Ярославле случилось 128 ДТП с участием автобусов. Вина водителей – в 38 ДТП, в том числе частные предприниматели допустили лишь шесть дорожных происшествий. Ни одного погибшего. Правда, семеро пострадавших.
– Откуда же тогда столько нареканий на маршрутки? И пассажиры жалуются, и сотрудники ГИБДД часто нелицеприятно высказываются в ваш адрес.
– Самые большие наши недоброжелатели – руководители муниципальных пассажир-ских предприятий. Многие из них всерьез полагают, что мы, частные предприниматели, отнимаем у муниципалов хлеб. На самом деле государственники как не умели, так и не умеют эффективно работать. Привыкли находиться в бесконкурентной среде, на городских дотациях – получать деньги ни за что. Кому-то, видно, невыгодно ломать эту старую систему.
– Что-то вы очень агрессивно настроены. Согласитесь, что и частные водители порой не ангелы: и подрезают муниципальный транспорт, и останавливаются где попало, и набивают в салоны пассажиров под завязку...
– Это говорит, во-первых, о том, что мы активно боремся за место под солнцем. А набиваются, как вы говорите, оттого, что пассажиры ценят мобильность и гибкость маршруток. График движения мы не можем нарушать в принципе, так как жестко подключены к городской навигационной системе, и поэтому автобус каждую минуту как на ладони у контролирующих служб. Действительно, на остановках водители маршруток стараются действовать пошустрее, высаживают пассажиров по их требованию. Но это не противоречит положению об организации перевозок пассажиров таксомоторами. А вот шоферу-муниципалу суетиться особо нет смысла: дотация на каждую единицу муниципального транспорта идет с километра пробега. Водителю не очень важно, сколько именно он пассажиров везет. Я сам некоторое время работал водителем в государственном пассажир-ском предприятии, так что знаю, что почем.
И Алексей Рогушкин, и начальник Российской транспорт-ной инспекции по Ярослав-ской области Александр Болтовнин подтвердили, что частные пассажирские перевозки становятся все более упорядоченными, что ни одна маршрутка не стоит возле дома водителя, а имеет надежную крышу в образе того или иного АТП, имеющего необходимую инфраструктуру. Например, на территории АТП «Заволжское» «квартируют» несколько десятков автобусов-маршруток. Здесь им предоставляется не только место для охраняемой парковки, но и техобслуживание, предрейсовый и послерейсовый медосмотр, наружная механизированная мойка. За всю эту обслугу с каждого част-ного автобуса на счет АТП ежемесячно перечисляется 4 тыс. рублей или почти четверть миллиона в год со всех «квартирантов».
И АТП, и особенно водители маршруток, зарплата которых напрямую зависит от выручки, заинтересованы не в простоях, а в качественном сервисе. Тем более, что контролеров у них на маршрутах предостаточно.
Транспорт у частников не должен эксплуатироваться более трех лет, автобусы у них зачастую по качеству превосходят те, которые имеются в муниципальных предприятиях.
– К примеру, в муниципальном предприятии «Автокомтранс» эксплуатируются допотопные автобусы ПАЗ-3205, курсирующие на маршрутах № 36, 45, 46, 4б, – говорит Рогушкин. – У этой машины лишь одна дверь, другая – аварийная, как правило, заварена. Даже от одной колхозной фермы до другой эти машины пускать нельзя. У многих муниципальных автобусов еще можно встретить тормоза устаревших конструкций, что чре-вато...
Добавим еще, что частный пассажирский перевозчик обязан просочиться сквозь тончайшее сито контроля. Необходимо, скажем, отучиться положенный срок в техническом университете и получить удостоверение профессиональной компетенции, а также удостоверение инженера по безопасности дорожного движения.
Занявшись маршрутной проблемой, лично я, например, убедился, что частник думает не только о том, чтобы срубить наличку с пассажира. Так что нет предела совершенству.