Если бы существовал конкурс на звание лучшего сыщика года Ярославской области, то Юрий Светлосонов был бы одним из основных претендентов. Начинал сержантом ППС, потом стал опером уголовного розыска, заместителем, а позд-нее и начальником отдела, а затем – начальником криминальной милиции Ярославского РОВД. С августа этого года Юрий Евгеньевич возглавляет это подразделение УВД Ярославской области. Четверть века он в милиции, из них двадцать лет –в уголовном розыске Ярославского РОВД.
Это очень непростой район. За восемь месяцев этого года по Ярославскому району зарегистрировано 1354 преступления. Если все это раскинуть на имеющиеся «штыки», то на каждого оперативника приходится в среднем по сотне. За опером закреплена территория одного, двух сельсоветов, а в каждом из них до полусотни населенных пунктов. Так вот, только тяжких и особо тяжких преступлений за восемь месяцев этого года сотрудниками уголовного розыска раскрыто 190. Для сравнения: за тот же период прошлого года этот показатель равнялся 152.
Убойный отдел ментовского сериала здесь отдыхает: ярославским сыскарям приходится заниматься не только убийствами, но и разбойными нападениями, кражами, изнасилованиями, мошенничествами, ограблениями и автокражами, угонами. Вот последнее направление в их работе и стало более предметным в разговоре с подполковником милиции Светлосоновым. Деточкин из фильма «Берегись автомобиля» – выдумка киношников. Проза жизни пугающе сурова – кражи авто становятся бизнесом, способом добычи средств для существования тысяч людей, которые еще лет двадцать назад и не помышляли о таком заработке.
– Из года в год этот вид преступлений набирает силу, – констатирует подполковник Светлосонов. – Вот только по нашему району: в прошлом году было 39 краж и 35 угонов за восемь месяцев, а в этом уже 47 краж. Только сегодня, с утра, уже поступило три заявления об угоне, все – с улицы.
– Кто крадет, что уводят и откуда?
– Из гаражей и со дворов. Не припомню, чтобы угнали с автостоянки. У нас в районе около трех десятков гаражных кооперативов, которые не имеют охраны. Экономят. А сами владельцы еще экономят и на замках. Ставят дешевейшие, так называемые реечные, которые даже пацаны открывают отверткой. А в гаражи идут не пацаны, а очень организованные группы с газосварочным оборудованием, алмазные нити применяют. А уводят все подряд, что только движется. Новые – на продажу, старые – на зап-части. Вот про последних: «Ну кому нужна моя «старушка», – рассуждает владелец «копейки» и не ставит сигнализации. По сути это беспризорная машина – бери не хочу. Сейчас с сигнализацией-то трудно уберечь машину, жулики сканируют только так и при закрытии, и при открытии машины... А уж завести ее – ворье это делает быстрее, чем владелец с ключами – 7 – 8 секунд, и готово.
– Вы имеете дело с очень организованной преступностью: одни заказывают, другие – исполнители – выслеживают «заказ» по полной программе, третьи – угоняют в «отстойник», потом перегонщики берутся за дело, а затем – сбытчики...
– Да, это не малолетки решили покататься, как было раньше. И тогда были спецы по угонам, но не в таких масштабах, и уж автокраны точно не угоняли. Вот совсем недавно задержали преступную группу, которая как раз специализировалась на кражах автокранов. Задержали аж за Уралом, сейчас они под следствием. В начале сентября этого года задержали автоворов, больших выдумщиков: украли машину, вызвали такси для буксировки, якобы поломалась, ну какая милиция остановит эту «сладкую парочку» для проверки? Водитель и так поломался, что его проверять? А наши проверили, и не зря – машина в розыске оказалась. Позвонили владельцу, а тот ни слухом ни духом, что у него украли машину.
Многие так ничему и не учатся. Был случай: угнали у человека машину. Мы ее нашли. Он ее продал как несчаст-ливую. Купил другую. Ее опять украли из-за полной его халатности. Опять нашли и вернули. Снова продал и купил другую. И эту украли! Другая история: угнали авто, владелец подает заявление к нам, мы тут же объявляем машину в розыск и вскоре задерживаем ее. А за рулем – владелец! Оказывается, ему машину продали сами угонщики – очень распространенный прием у жуликов, – а он даже не удосужился нам сообщить, что она «нашлась» таким образом. Но ведь это грозит ему тем, что угонщики могут повторить этот номер...
– В принципе – запросто. А потом пойдет молва, что милиция ничего не может, а вот если обратиться за помощью к криминалитету... Как вы считаете, престиж работников милиции в последнее время «подустал»?
– В это не хотелось бы верить. Буквально две недели назад нами обезврежена очень серьезная группа преступников. В ней восемь ярославцев, каждому до 25 лет. Такую деятельность развернули... Только с июня этого года на их счету 26 эпизодов автокраж. И это только доказанных нами! Все было, как в кино: получили оперативную информацию, что эта ОПГ базируется в лесу, тут же туда. Началась погоня... Результат: двоих задержали сразу, других попозже, вернули четыре похищенные машины, и это еще не вечер, следствие продолжается.
– Кстати, о кино: как относитесь к милицейским сериалам?
– Первые серии смотрел с любопытством, все сравнивал как там и как у нас, по жизни. А сейчас уже неинтересно стало – сплошное «кино» и очень мало общего с действительностью.
– Работу в розыске трудно назвать теплым местечком и тем более хлебным: что бы вы пожелали в праздничный день себе и своим коллегам?
– Желания делать свою работу, несмотря ни на что, и добиваться цели. Это очень сложно, ведь настоящий опер – это образ жизни, он всегда на работе. Даже будучи в отпуске идешь по улице и автоматически отмечаешь, оцениваешь обстановку с оперативной точки зрения.
– Успехов всем вам и достойной зарплаты.
– Спасибо, это было бы нелишне.