Проблема посягательства на антиквариат очень актуальна. В прошлом году сумма ущерба от кражи вековых ценностей превысила сумму ущерба от угона автотранспорта. В Ярославской области хоть число преступлений по этой части и сокращается (по сравнению с прошлым годом – на 15,4 процента), но обстановка остается напряженной. За девять месяцев 2006 года зарегистрировано 137 преступлений.
Недавно сотрудниками милиции были задержаны трое жителей Ярославской области, которые подозреваются в совершении как минимум шести краж из церквей. В марте у рыбинца были похищены четырнадцать икон. Сумма ущерба составила более двух миллионов рублей. Сотрудники правоохранительных органов задержали двоих местных жителей. Двенадцать икон вернулись к владельцу...
– Интерес криминала к антиквариату растет, – говорит начальник УВД Петр Крупеня, – улучшается техническое оснащение преступников. Они пользуются скоростными автомобилями, организовывают группы разведки...
А между тем не у всех культурных объектов есть достойная защита. У музеев и прочих подобных заведений не хватает денег на хорошую охрану и сигнализацию. После случая с Эрмитажем МВД России, по словам присутствовавшего на семинаре заместителя начальника департамента уголовного розыска министерства Геннадия Иванова, рекомендовало музеям усилить охрану. Однако где им найти на это средства?
Но если учреждения культуры по крайней мере охраняются государством, вернее, на это выделяются какието бюджетные средства, то в православных храмах, особенно в сельских, батюшкам приходится надеяться только на себя.
– Маленькому приходу на селе невозможно нанять охрану, – говорит архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. – В селе Красном Некрасовского района батюшка вступил в борьбу с налетчиком. И, слава богу, отстоял иконы. А батюшке ведь уже за семьдесят...
Перед открытием семинара Петр Крупеня передал владыке Кириллу семь икон, которые были похищены из храмов Ярославской области и найдены сотрудниками милиции. Для церкви это святыни. А вот исчисление стоимости данных ценностей в денежном эквиваленте весьма затруднительно.
– До сих пор не определено, какие предметы представляют историческую и культурную ценность, – говорит Владислав Кириллов, начальник отдела по борьбе с хищением исторических и культурных ценностей управления уголовного розыска по СанктПетербургу и Ленинградской области. – Что для священника имеет огромную ценность, закон может и не признавать антиквариатом.
Сейчас по требованию президента в России начинается учет всех культурных ценностей. В том числе предусмотрена их материальная оценка. Что касается возвращенных области икон, то их стоимость составляет приблизительно семьсот тысяч рублей. Немало. Но для священнослужителей и их прихожан они действительно дороже любых денег.