Как объяснил главный охотовед Ярославского областного охотничьего управления Виктор Шабанов, у этого парадокса есть несколько объяснений. От сугубо рациональных до тех, которые обусловлены особенностями поведения самого животного. Что касается безусловного «лидерства» лосей по участию в ДТП, то сводки отнюдь не отражают реальной картины. Просто лось – слишком большой зверь, чтобы после ДТП с его участием можно так запросто взять и уехать с места происшествия. Уж если КамАЗы после столкновения с нашим «кораблем чащобы» недосчитываются кто решетки радиатора, а кто и колеса, что говорить о «Жигулях» и «Фольксвагенах».
Естественно, что о столкновении с зайцем или лисой (а они случаются не реже, чем «наезды» на лося) наш водитель даже не подумает оповестить родную ГИБДД, а просто бросит законную добычу в багажник и поедет себе дальше. Наибольшие же потери на дорогах несет летом популяция ежей. При малейшей опасности они сворачиваются в клубок, что оберегает их от зубов хищников, но не от колес автомобилей.
Теперь о том, почему сохатый так часто оказывается вблизи оживленных магистралей. Ему там что, медом намазано? Медом, конечно, не намазано, а вот солью посыпано, и посыпано обильно. А если еще учесть, что просеки вдоль дорог активно зарастают кустарниками, на которые поднятая колесами автомобилей дорожная соль в массе своей и оседает, получаются для жвачного животного просто именины сердца и праздник живота: веточный корм и соль «в одном флаконе» – палкой не отгонишь. Зима – время голодное, тут уж не до сантиментов вроде проезжающих машин.
Между прочим, именно слабое знание психики животного владельцем автомобиля часто становится причиной столкновения. Не счесть ситуаций, когда водитель кормящегося лося видит, причем издалека. И снижает скорость, ожидая, что зверь, углядев автомобиль, уйдет в лес. Лось же, завидев опасное чудище, норовит уйти тем путем, где дорогу ему не застят ветки деревьев и кустарников, – проезжей частью то есть. А потом владелец битой «Лады», заикаясь, объясняет инспекторам ГИБДД: «Я и ехал-то километров сорок. И лося почти объехал, а тут он ка-а-ак прыгнет прямо под колеса...»
Естественно, бывалый охотник в этой ситуации не станет проверять реакцию зверя, а просто остановит машину метрах в двадцати от него и примется вовсю шуметь: сигналить, перегазовывать, включать на полную мощь аудиосистему с музыкой современных российских композиторов. Лось послушает-послушает да и уйдет с богом – не любитель он эдаких развлечений.
Есть и еще одна причина, по которой именно лоси часто становятся участниками ДТП. Дело в том, что поголовье их в Ярославской области – одно из самых крупных в Центральном регионе России. По оценкам специалистов охотничьего управления, численность лосей достигает четырнадцати тысяч. Поэтому вероятность встречи на дороге с лосем несколько выше, чем, допустим, с оленем, которых у нас чуть больше сотни, причем лишь в двух районах области – Переславском и Ростовском.
Кстати, лоси гибнут не только на автострадах, но и под колесами поездов.
Насколько же подобные трагедии уменьшают численность животного в наших охотничьих угодьях? Охотоведы утверждают, что реальных поводов волноваться именно из-за ДТП нет. Гораздо больший ущерб наносят волки и браконьеры – от их зубов и ружей гибнет, по приблизительным подсчетам, до двухсот сохатых в год.
Но тем не менее это не означает, что братьев наших меньших можно давить сколько вздумается. Как пояснил заместитель начальника охотничьего управления Павел Качан, наезд на зверя в зоне действия знака «Дикие животные на дороге» может расцениваться как причинение ущерба охотничьим ресурсам по неосторожности. Однако ответственность за это наши водители несут крайне редко, поскольку звери не наделены способностью отвечать за свои поступки. Соответственно и водителя наказывать не за что. Да и знаки по всем дорогам не развесишь – только в местах наиболее вероятного появления животных.
Другое дело – Европа. Зверей там мало, а заботы о них – много. Потому каждая автострада охраняется почти как государственная граница: обочины буквально увешаны системами отпугивания диких животных, от проводов с током до излучателей ультразвука. И все это весьма эффективно работает. Свидетельство тому – реакция общественности на любое причинение вреда живой природе. Проблемы гибели ежей под колесами автомобилей обсуждались, к примеру, даже на заседаниях германского бундестага.
У нас же дело упирается не только в отсутствие бундестага, но и в высокую «тяговую силу» населения. Уж если оно спокойно тырит провода под высоким напряжением, висящие чуть ли не под облаками, то с обочин дорог металл под легким напряжением исчезнет вмиг. А лоси будут все так же меланхолично объедать обочины наших дорог, периодически уворачиваясь от пролетающих мимо автомобилей. И только риск в момент лишиться транспортного средства без компенсации убытков (много ли возьмешь с лося?) заставляет пока автомобилистов зимою в сумерках соблюдать хотя бы относительное подобие осторожности.