И это при том, что очистные там не очень старые – первая очередь пущена в середине восьмидесятых, вторая, правда, не работает. В бюджете округа нет денег на пусконаладочные работы.
Но вот не останавливают очистные в Мышкине, а им тоже больше трех десятков лет, они давно требуют реконструкции, с них в Волгу хлобыщет стоков три тысячи кубометров – вместо проектных полутора! И в богатом Угличе коммунальщики не торопятся принимать очистные льнозавода, которые обслуживают жилищный сектор поселка Отрадный. Тем, что с них льется в Волгу, даже заинтересовался Угличский ОБЭП по указанию прокуратуры.
А в Борисоглебском весь сыр-бор разгорелся из-за бумаги: у МУП ЖКХ не было лицензии на водопользование. Это стало поводом для иска со стороны Ярославской природоохранной прокуратуры. Разрешение на сбросы коммунальщики получили в Ростехнадзоре, а вот с лицензией проблемы. Оформляют ее в Верхневолжском бассейновом водном управлении, точнее, в Ярослав-ском его отделе на улице Красноборской. Там нам сообщили: формы заявок борисоглебцы взяли чуть ли не месяц назад. Но сдать их водникам они могут только после согласования в Верхневолжрыбводе, Гидрометцентре и Роспотребназоре. На это уходит обычно дней тридцать – сорок. Согласование, возможно, будет затруднено: оказывается, с анализами стоков тоже закавыка. По некоторым параметрам они оставляют желать лучшего (нет биологической очистки).
24 сентября вступает в силу решение Борисоглебского районного суда о приостановке очистных. И напрасно ждал судья Александр Бабич ответной реакции Борисоглебского МУП ЖКХ на свое решение. Ее не было. Между тем даже специалисты-экологи в Ярославле переживают, размышляя по поводу сурового судебного предписания. Мужчин более всего интересуют технические подробности: как это перекроют колодец, в котором сходятся трубы с канализационными стоками? Ведь задвижек там никаких нет! Разве что судебные приставы закроют трубы своей грудью... После разговора с экологами мое воображение рисовало последствия приостановки очистных – нечто вроде пейзажа Нового Орлеана после нашествия стихии по имени «Катрина». Только по улицам Борисоглебского потечет не океан-ская влага, а кое-что похуже...
Но почему же местные коммунальщики проигнорировали судебное решение? Возможно, их уже ничем не возьмешь на испуг? Что-то помешало им в течение десяти дней обжаловать решение или кинуться к судье за его отсрочкой? Как выяснилось, причина проста до умопомрачения: о судебном предписании – добыть лицензию или приостановить стоки в реку Устье – в администрации округа не ведали! И узнали об этом случайно – за два дня до вступления решения в силу. Кстати, от журналиста «Северного». Скромный главный инженер Петров, который представлял коммунальщиков в роли ответчика по иску природоохранной прокуратуры, почему-то утаил сие грозное предписание от начальства. Лишь сообщил: суд дал месяц на приведение в порядок дел с очистными. В разговоре с нами замглавы по ЖКХ Евгений Заракаев тоже удивился: как в суде представляют себе приостановку очистных – и в плане техническом, и в плане последствий? Ведь придется и водопровод закрыть, иначе стоки потекут по поселку.
Ну а мы ничему уж не удивимся. И остановят. Продолжают же в Америке жители Луизианы существовать среди воды после урагана «Катрина».