Ограбления банков, уличный бандитизм, квартирные кражи, вандализм – все это было всегда. Но такого взлета криминала мы еще не знали. Новый ярославский прокурор взялся за дело весьма рьяно, но пока похвастаться ему нечем. Преступность растет, и случившийся по нашей области рост в 30 процентов уже не кажется чем-то из ряда вон. Привыкли!
Нельзя сказать, чтобы власти этого не видели. Все понимают, что что-то надо делать, в том числе и по части пропаганды. Сперва нам начали показывать бесконечные и бесчисленные сериалы о том, как наша доблестная милиция ловко ловит коварных и жестоких преступников. Репутация милиционера сейчас – ниже плинтуса, и сериалы призваны эту репутацию поднять. Получается пока плоховато. То есть иной раз посмотреть со скуки лихой детектив про то, как киношные герои поймали очередного бандита, конечно, бывает и занятно. Но как-то не стыкуются сериалы с тем, что мы видим в реальной жизни.
Теперь, кажется, руковод-ство телеканалов всерьез взялось и за суд. Уже давно мы видим передачи про судебные дела до тридцати тысяч рублей – это «Час суда» с судьей Павлом Астаховым. Потом к этому «Часу» подсоединились дела семейные с Е. Дмитриевой – тут уж денежные претензии много выше. Появилась программа «Суд идет!» с судьей Б. Тарасовым. И вот прямо на наших глазах на прошедшей неделе возник «Федеральный судья» с С. Пашиным.
Не зря такой мощный вал обрушился на телезрительские головы. Репутация у наших судов вполне сравнима с репутацией милиционеров или, не к ночи будь помянуты, депутатов. Вот только что нам показали «оборотней» в судейских мантиях, наживших миллионы на противозаконной продаже квартир. И что теперь будут делать порядочные и законопослушные граждане, которые эти ворованные квартиры купили и в них живут? Они-то все сделали по закону!
А если еще и законов не знаешь... Но кто их, законы, знает? Мало таких среди нас. Мы о законах не вспоминаем, пока нас жареный петух куда-нибудь не клюнет. Так что любые передачи, которые дают правовые знания, надо только приветствовать.
По части «интересности» наши телевизионщики работать навострились. И первая передача «Федерального судьи» была достаточно занимательна. Да и то сказать: генеральша-отравительница, любовники и любовницы, таин-ственный яд, частное сыскное агентство, ну и, разумеется, труп генерала – словом, Агата Кристи под руку с Жоржем Сименоном, чистый детектив. Зло наказано, хотя сказать, что и добродетель торжествует, как-то не удалось: генеральская любовница лжесвидетельствовала, но огромное наследство, завещанное ей генералом, видимо, все равно получит.
Ну да ладно, не наши ведь деньги. Хуже другое: ситуация все-таки из ряда вон, и польза от нее – только для таких вот экстремалов, которых нам показали. То же самое – с передачей «Суд идет!», где на минувшей неделе поведали запутаннейшую историю про похищение младенца не то его отцом, не то тем, кто думал, что он отец, а также про его зловредного оппонента-импотента. Опять труп, опять тайна, драка прямо в зале суда...
Зато на следующий день смотреть передачу было много полезнее. Семья пенсионеров получила назад огромную московскую квартиру, которую отремонтировал, потратив миллион рублей, их хороший знакомый, надеявшийся там жить, оплачивая старикам их расходы и покупая продукты. Мы привыкли верить друг другу, никаких расписок в получении денег никто не писал, и были деньги или не были – поди теперь разбери. Стороны – люди весьма уважаемые, а утверждают противоположное. Опять же: продавщица говорит, что знакомый пенсионеров покупал продукты, но доносил он их до стариков или нет, никто уже не скажет. А закон-то верит только документам! Мораль: дружба дружбой, а расписки писать надо, не ровен час поссоритесь, и что потом делать?
Второй случай едва ли не печальнее, и тоже по незнанию нами законов. Человек купил негодный автомобиль, который ломался каждые полтора месяца. Продавшее его ООО делало ремонт в течение гарантийного срока, но машина продолжала ломаться. Кажется, все ясно: автомобиль надо вернуть и получить деньги назад. Ан нет, оказывается, в договоре есть специальный пунктик: владелец машины не имеет права ничего в ней ремонтировать самостоятельно, а если лазил в нее и что-то там подвинчивал, теперь должен сам за ремонт и отвечать. А владелец, в отчаянии, что автомобиль опять вышел из строя, таки да, пытался его как-то до ума довести. Вот и поплатился в самом буквальном смысле слова: в иске ему отказано. И сейчас у него на руках негодная машина и вконец испорченная нервная система, требующая лечения. Эксперт, кстати, заявил, что половина поломок – заводской брак, а половина может быть отнесена за счет неправильной эксплуатации.
В англоязычных странах есть даже изречение: «Читайте мелкий шрифт» – в смысле обращайте внимание в любом договоре на все содержащиеся там оговорки, все примечания, которые могут оказаться решающими в случае конфликта. А нам как-то неудобно: что же это я, таким хорошим людям не верю?! Вот и получается то, что получается.
Радует, что все-таки есть у нас граждане, которые уже поняли, что законы надо знать и ими пользоваться. Вот у Астахова показали довольно забавную цепочку: у одной женщины собачка порвала поводок и бросилась на дорогу перед девушкой на мотоцикле, та резко затормозила, по этой причине вылетела из седла и приземлилась на капот ехавшей перед ней «Волги». Результат: автомобилист через суд потребовал и получил компенсацию за поврежденный автомобиль от мотоциклистки, мотоциклистка потребовала и получила компенсацию за понесенный финансовый урон от дамы с собачкой, дама с собачкой потребовала и получила компенсацию за недоброкачественный поводок и лечение пострадавшей собачки от магазина, этот злосчастный поводок продавшего.
Так что все в конце концов что-то получили. Даже собачка – новый поводок.
//Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ имени Ушинского.