Живут Паратовские на шестом этаже в доме на улице Сахарова в Ярославле, супруга довозила Юрия Ивановича до лифта, а на первом этаже приходилось подолгу ждать, когда кто-нибудь из соседей будет возвращаться домой и поможет ему преодолеть несколько ступенек последнего пролета лестницы, чтобы выехать на улицу. Добрых людей, которые помогали ему, Юрий Паратовский шутя называет спонсорами.
Соседи, видя страдания инвалида, посоветовали ему обратиться в РЭУ с просьбой установить металлические желоба, по которым можно было бы спускаться по лестнице на инвалидной коляске. В конце апреля супруга Юрия Ивановича Ида Михайловна собрала подписи жильцов своего подъезда, что они не против установки съезда для коляски, и подала заявление в РЭУ. Но коммунальщики сказали, что вряд ли успеют все сделать к 9 Мая. Да и после праздника осчастливить Паратовских своим появлением они не торопились.
Пенсионеры каждый день звонили в РЭУ, но инженер Татьяна Травина отвечала, что сварщик у них один и времени на эту работу у него катастрофически не хватает – то авария где случится, то другие важные дела найдутся.
Прождали супруги Паратовские обещанного пандуса два с лишним месяца. И в конце концов дождались. Работник РЭУ почтил их своим присутствием, но в пандусах и спусках для инвалидных колясок оказался не силен. И постоянно обращался к Юрию Ивановичу за советами. В итоге приваренные желоба оказались по размеру только под большие колеса коляски. А маленькие колесики при спуске упираются в ступеньки и сильно затрудняют движение.
– Надо, конечно, чтобы этот пандус делал человек сведущий. Вот две железяки приварили, да не так. Скоро уж и лето пройдет, а я и на улице еще толком-то не был. Даже на балконе мне не посидеть, потому что коляска в дверь не пролезает, – сетует Юрий Иванович.
Согласно федеральному закону о социальной защите инвалидов государство обязано обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных людей «во все учреждения социальной инфраструктуры». А это значит, что все дома должны быть приспособлены для нужд инвалидов – обязательно должны быть пандусы и подъемники. Кафе и магазинчики, по какой-либо причине недоступные для инвалидов, должны быть оборудованы кнопками вызова персонала, чтобы любой колясочник мог нажать кнопку и оформить заказ.
Пандусов на улицах города с каждым годом становится все больше. Но зачастую их установка носит формальный характер – пандус может заканчиваться дверью, которая открывается на себя, или он установлен под большим углом. Перед входом в некоторые учреждения лежит скользкая плитка, проехать по которой на инвалидной коляске довольно сложно.
Что касается специализированного транспорта для перевозки инвалидов-колясочников, то пока такой микроавтобус нижегородского производ-ства на 12 мест есть только в Ростове. Низкие ступеньки, дополнительные поручни и пол с нескользящим покрытием значительно облегчают инвалидам перемещение внутри микроавтобуса. Он передан ростовскому центру социального обслуживания населения «Радуга» и теперь используется в качестве социального такси.
Для Ярославля планировалось приобрести даже специальный троллейбус, оснащенный подъемником. В прошлом году в Москве каркас троллейбуса был собран, но в связи с прекращением финансирования работы приостановлены. Не возобновлены они и по сей день.
Председатель Ленинского отделения Ярославского областного общества инвалидов Александр Стужин считает, что до настоящей безбарьерной среды нам как до Марса. Человеку с ограниченными возможностями сейчас не выйти из квартиры, не спуститься на коляске с нескольких ступенек. А уж чтобы попасть в кафе или магазин, нужно проявить настоящее мужество.