Автомобиль под арестом
Находится «Комета-плюс» на территории завода СК. Площадь стоянки – 15 тыс. квадратных метров. С конца прошлого года и по сей день здесь побывало около 1800 машин разных марок, доставленных в «авто-КПЗ» с помощью «Бычков» расположенной по сосед-ству фирмы «Автосервис», с которой у «Кометы» заключен договор.
За «удовольствие» прокатиться на сервисном «Бычке» проштрафившийся водитель платит стоянке, но эти деньги перечисляются «Автосервису». «Комета» начинает плюсовать в свою пользу лишь тогда, когда провинившийся водитель не успевает в отпущенный срок оформить в ГИБДД документ, по которому он может забрать машину. В этом случае пошла часовая оплата. До 1 мая, когда в области был введен новый тариф, вносить за каждый час плена легкового авто нужно было по 15 рублей, с 1 мая – по 40.
На днях мы побывали на стоянке «Кометы-плюс». Под проливным дождем мокло около сотни автомобилей. Многие днюют и ночуют здесь аж с прошлого года. В журнале охранников имеется статистика: с ноября по май было доставлено сюда 98 автомобилей, владельцы которых, похоже, махнули на них рукой.
– Мы ничего не можем сделать с этими авто до решения суда, – сетует администратор стоянки Алексей Носов. – Среди задержанных нередко попадаются подростки, у которых нет никаких документов. Так что много времени и сил приходится тратить на поиски истинных владельцев, на выяснение, не в угоне ли транспортное средство. Если задержанный предъявит доверенность, даже генеральную, собственником все равно является тот, на кого машина зарегистрирована. А иначе концов вообще не найдешь. По адресу собственников мы и посылаем письма-уведомления: мол, ваше авто там-то и там-то, извольте явиться.
Но хозяева машин, видимо, надеясь на авось, тянут время. А счетчик тем временем включен. С 1 мая с каждой машины в сутки теперь набегает за постой аж 960 рублей. Между прочим, новый тариф многих «свежезадержанных» здорово подхлестнул: сроки выкупа авто, эвакуированных в мае, значительно сократились.
– Стоянка впервые становится рентабельной, – говорит Носов.
Тем не менее почти на сот-ню «старожилов» стоянки эта рублевая плетка, похоже, никакого впечатления не произвела. С ноября прошлого года, словно памятник, торчит на одном месте желтая «Нива», колеса по болты на дисках погрузились в грунт. В «Ниве» за рулем глубокой осенью восседал некто Алексей Иванович Макаров, проживающий в поселке Некрасовское, хотя машина зарегистрирована на другого драйвера, квартирующего в Гаврилов-Ямском районе. Обоим отослано приглашение приехать в Ярославль. Никакой реакции.
Есть среди клиентов стоянки и своеобразные лидеры. К примеру, А. Челышев «эвакуировал» сюда целых две «Волги». Одной из них занимается милиция. Но и другую он не спешит вызволять из плена.
Бывают курьезные случаи, когда допустивший грубое нарушение на трассе водитель на требование инспектора остановиться не реагирует, жмет на газ, а затем, шмыгнув в подворотню, убегает из собственной машины. Но спустя какое-то время является на специализированную стоянку и сообщает, что у него, мол, угнали машину. Расчет на то, что платить за постой не придется. Но, как правило, мнимых потерпевших быстро разоблачают, и тогда «суточные» взносы неизбежны.
Дешевле новую купить
Вот такие бои местного значения происходят.
Впервые у руководства ООО «Комета-плюс», выигравшего в прошлом году конкурс на право заниматься этим видом деятельности, терпение лопнуло в феврале. Фирма подала исковое заявление в мировой суд на Д. Рябова, оказавшегося за рулем в момент задержания. Если цена вопроса менее 50 тыс. рублей, то такие дела ведутся мировыми судьями.
Судья А. Филипповский 27 мая вынес решение в пользу «Кометы». Подросток (!) Рябов должен заплатить набежавшие за несколько месяцев хранения авто 32690 рублей. Ясно, что у юноши таких денег нет. Следовательно, за его автошалости придется расплачиваться родителям.
Еще одно судебное решение по иску «Кометы» мировой судья И. Бабикова приняла 24 мая. Нагорело 33050 рублей. За 16-летнего сына, естественно, деньги будут вносить родители. Те на суде заявили, что раскошеливаться не собираются, пусть, дескать, сам зарабатывает и отдает.
14 июня Кировский райсуд удовлетворил еще один иск в пользу «Кометы» по двум машинам на общую сумму, превышающую 100 тысяч рублей. Когда именно проштрафив-шиеся рулевые погасят задолженность – вопрос. Здесь немало зависит от расторопности судебных приставов.
– Главное, что лед тронулся, первые наши иски удовлетворены, – говорит Алексей Носов.
«Комета-плюс», выйдя наконец на судебную орбиту, готовит иски на владельцев еще 20 машин, которые продолжают жариться на солнце и мокнуть под дождем.
Судебный марафон
Впрочем, далеко не все автовладельцы готовы покорно смириться со своей участью. Категорически не посчитал себя виновным владелец «Нивы» Иван Душкин. С начала года он упорно доказывает соб-ственную невиновность. В том числе и в суде.
12 января он поставил легковушку у обочины на ул. Свободы, предварительно убедившись, что не мешает проезду общественного транспорта и что поблизости отсутствуют запрещающие знаки. Ушел по делам. Минут через двадцать, случайно выглянув в окно, Душкин заметил, что к его авто подбирается эвакуатор. Когда хозяин подбежал к своей машине, ее уже начали грузить на платформу. До спецавтостоянки «Нива» была доставлена, однако ее не постигла судьба «старожилов». Расторопный хозяин, в темпе оформив все документы, легковушку из капкана вызволил вовремя, не заплатив ни копейки за стоянку.
Но на этом хозяин не успокоился. На днях мы встретились с ним у входа в здание суда Фрунзенского района. На 14 часов в кабинете судьи Александра Бессонова было назначено очередное, третье по счету, судебное заседание. До его начала И. В. Душкин дал нам короткое интервью:
– 650 рублей, которые я заплатил за транспортировку, – деньги, конечно, небольшие, но с какой стати я должен отвечать за нарушение, которого не совершал? Суд признал правомерность моих действий, а действия сотрудников ГИБДД посчитал незаконными. Теперь я хлопочу о взыскании тех расходов, которые понес, и о компенсации причиненного мне морального ущерба.
– И во сколько вы этот ущерб оцениваете?
– Думаю, 100 долларов будет достаточно.
В ходе судебного заседания судья Бессонов еще раз подтвердил, что «решение об отмене привлечения истца к административной ответственности вступило в законную силу». А вот вопрос об удовлетворении иска о возмещении морального вреда пока остается открытым. Следующее заседание по иску Душкина назначено на август.
– Я уверен, что решение суда в конечном итоге будет в мою пользу. Это лишь вопрос времени, – уверенно сказал Иван Владимирович и укатил по делам.
Паркуйтесь с оглядкой
Вот как нужно бороться за свои права. Пока же, несмотря на то, что задержанные машины вернули со стоянки многие, таких, как Душкин, попытавшихся полностью восстановить справедливость, единицы. А поскольку жалоб нет, логично признать действия подразделения ГИБДД правомерными. Или иным попросту не по нутру перспектива судебных тяжб? Взять хотя бы вышеописанную историю: началась она на старте зимы, а финиш брезжит лишь на склоне лета...
Принятые в ноябре прошлого года новые правила, конечно же, суровы. Жаль тех, кто, ненароком попав в капкан, уже не в силах вызволить свою машину из плена. В то же время новые, более жесткие требования парковки заметно взбодрили водителей в Ярославле, где число автомобилей давно перевалило за 100 тысяч. Висящий над автовладельцами дамоклов меч наказания хотя бы в образе бодливого «Бычка» (450 рублей в час за эвакуацию плюс двести за погрузку-разгрузку), грозящие «суточные», беготня по инстанциям заставляют быть начеку. Сейчас, прежде чем приткнуть машину где вздумается, водитель пять раз оглянется...