Но некоторое время назад диван таки приказал долго жить. Естественно, на семейном совете тут же встал вопрос о покупке нового лежбища – спать на полу хоть и полезно для позвоночника, но холодно и жестко. К приобретению подошли, как нам казалось, основательно: полистав каталоги, определились с моделью, обошли с десяток мебельных салонов (ассортимент, к слову, везде примерно одинаковый), стараясь найти подешевле...
Наконец в одном из магазинов, расположенных на Московском проспекте, – в солидном таком магазине, занимающем по площади целый этаж торгового комплекса, – мы нашли то, что нужно. Дизайн мягкой мебели радовал глаз, цена – кошелек. Для полного покупательского счастья любезная продавщица предложила нам самим выбрать обивку – дескать, в салоне представлены только образцы, но точно такой же диван, «только с перламутровыми пуговицами», мебельная фабрика будет счастлива изготовить по нашему спецзаказу. Рассиропившись от такой любезности, мы с мужем битый час перелистывали гобеленовые образцы, предвкушая грядущее диванное велико-лепие.
– Как платить будете? – поинтересовалась продавщица.
– В кредит.
Торговый работник, оценив мое интересное положение, заметно поскучнела.
– Вообще-то мы беременным женщинам кредиты не даем...
– А если оформить на мужа? Он в частной фирме работает.
– Вряд ли... – засомневавшаяся в нашей платежеспособности барышня больше не считала нужным тратиться на дежурные улыбки.
Тут бы нам развернуться да пойти в другой магазин – благо сейчас в дефиците не товар, а покупатели – но продуманный до последнего винтика диван так манил своей возможной досягаемостью, что мы малодушно остались.
– Но мы же вам половину суммы заплатим сразу! – заискивающе улыбнулась я.
– Так это не кредит, а предоплата называется! – вновь полюбила нас как родных продавщица.
Через несколько минут был подписан договор, согласно которому мы, покупатели, вносили предоплату в размере 5000 (пяти тысяч) рублей, а магазин обязался через 30 (тридцать) рабочих дней предоставить заказанный товар. Тогда же состоится окончательный расчет.
– Если ваш заказ прибудет пораньше, мы вас обязательно известим.
На том и расстались. Ровно через полтора месяца (к обозначенным в договоре тридцати рабочим дням набежали «до кучи» праздничные и выходные) я набрала указанный в документе номер телефона. Механический голос мне ответил, что «номер временно не может быть вызван». В течение дня эту фразу я выслушала раз пятнадцать. На следующий день (за истекший, к слову, согласно тому же договору фирма должна была выплатить неустойку в размере 0,5 процента от уже уплаченной суммы) телефон просто безмолвствовал. На третий день я решила навестить мебельный салон лично. Каково же было мое изумление, когда я обнаружила, что весь третий этаж торгового комплекса, где буквально месяц назад был расквартирован солидный мебельный салон, оказался... девственно пуст. Ни диванов, ни кресел, ни книжных стенок – ни-че-го!
...Если бы мне довелось услышать эту историю от кого-то другого, признаюсь, не поверила бы. Солидный салон – это вам не рыночный развал, где отдаешь деньги незнакомому дяде без всяких гарантий, и не финансовая пирамида времен бешеного накопления первичного капитала «ну вот я и в «Хопре»!»
Однако именно в том самом «хопре» я, судя по всему, и оказалась, тупо созерцая обрывки упаковочной бумаги, которой был усеян пол бывшего мебельного салона. За столом, за которым полтора месяца назад со мной был заключен договор о поставке дивана, сидели два дюжих бритых хлопца в шлепанцах на босу ногу. На мой вопрос, где найти кого-нибудь, имеющего отношение к исчезнувшему магазину, парни молча указали на дверь с надписью «служебное помещение». Постучавшись, я вошла.
– Нет, сегодня ваш заказ мы выполнить не сможем, – заученно тараторила в телефонную трубку замотанная девушка. – Продавцы уволились, менеджеры по продажам тоже, я осталась одна. Перезвоните позднее, возможно, я смогу вам помочь... Что у вас?
Я молча протянула договор.
– Как вы, наверное, уже слышали, пока ваш заказ мы выполнить не можем.
– Пока? – сил на иронию хватило едва-едва.
– Если хотите, мы привезем вам диван, – не сдавалась девушка. – Но позднее.
– Когда?
– Я ничего не могу вам обещать.
Решив зайти с другой стороны, я поинтересовалась:
– А если бы я не пришла лично, как бы я узнала о том, что магазина больше нет?
– Ой, ну что вы! Мы бы привезли вам деньги на дом. Наверное... У нас же солидная фирма! – оскорбилась за репутацию уже не существующего магазина его последний представитель.
Будучи несознательной эгоисткой, да еще и в интересном положении, я не пожелала входить в затруднительное положение администрации салона и потребовала вернуть деньги. Естественно, денег в кассе (равно как и кассы как таковой) не оказалось.
– Если мне отдадут завтра долг, тогда я с вами рассчитаюсь. Может быть. Приходите завтра!
На следующий день я отправилась в экс-салон, ни на что хорошее не рассчитывая, а посему вооружившись заявлениями в комитет по защите прав потребителей и милицию. В знакомом кабинете я увидела мизансцену, участником которой сама была накануне: торговый работник вежливо отшивала возмущенных покупательниц, откровенно вешая им на уши лапшу про задержки поставок. Когда временно успокоенные женщины ушли («мы вам непременно перезвоним!»), продавщица попробовала повторить тот же ход конем и со мной, предложив вместо заказанного дивана набрать на уже внесенную сумму (пять тысяч рублей, напомню) табуреток или «чего-нибудь для кухни». Но поскольку такой компромисс по вполне понятным причинам меня не устроил, со вздохом отсчитала мне пять тысячных бумажек. Ни о каких процентах, разумеется, речь уже не шла.
– Только уберите деньги, чтобы никто их не видел, – по-просила она.
За дверью кабинета мне стал понятен смысл этой странной просьбы: в пустом зале томились мои коллеги по несчастью, вооруженные договорами на поставку мебели.
...Хорошо то, что хорошо кончается. Деньги нам вернули, но перспектива спать на полу надвигалась неумолимо. Вносить предоплату и ждать еще тридцать рабочих дней – почти все мебельные магазины работают именно по такой схеме – нам по вполне понятным причинам больше не хотелось. Выход оставался один – покупать выставочный образец.
Более или менее подходящая модель была найдена в другом мебельном магазине, расположенном на том же Московском проспекте. Там нас уверили, что фирма у них солидная, на рынке уже много лет, накладки – «помилуй Бог, какие могут быть накладки!». Схема проста: утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – утром стулья и так далее...
В субботу в кассу магазина была внесена сумма 12600 рублей. В понедельник – «вы уж с утра будьте дома, мы ведь с десяти часов груз доставляем» – я уселась под окном в ожидании дивана. Ни в десять утра, ни в полдень, ни в три часа пополудни груз не был доставлен. Обеспокоившись, я позвонила в магазин:
– Как? Все еще нет?! Машина на «пятерку» ушла, когда еще магазин не открылся. Ждите, никуда не отлучайтесь.
К концу рабочего дня дивана не было и в помине. Магазин на телефонные звонки тоже не отвечал... Грузчики прибыли, будучи изрядно навеселе, уже после восьми вечера. Перемежая разгрузочные реплики «вперед заноси... выше... ниже...» привычным матерком, втащили диван в дом.
– Ты вот что, хозяйка, – обратился ко мне старший, – уж не серчай, но одну подушку мы в магазине оставили. Позабыли. Распишись вот здесь и скажи, когда дома будешь, – мы тебе подушку-то и привезем.
Договорились на следующее утро. Сомневаясь в надежности грузчиков, я перезвонила для подстраховки в ма-газин.
– Как же, как же! Не извольте волноваться – тут ваша подушечка. Обязательно в течение часа доставим.
Следует ли говорить, что, просидев безвылазно дома до глубокой ночи, недостающей детали дивана я так и не до-ждалась? А дозвонившись до магазина, вместо извинений услышала:
– Желтая подушка? Ждете второй день? Ее никто и не думал грузить. Ну что вы, женщина, с мелочами какими-то пристаете. Привезем, ждите...
Утро следующего дня я встретила, гуляя перед витриной закрытого еще магазина. Знакомые уже грузчики, пошатываясь от тяжести ноши и вчерашних возлияний, грузили очередной диван. Дело шло туго, велюровые подушки нежно-голубого цвета – никто и не подумал об их упаковке! – то и дело норовили сорваться под колеса машины прямо в грязь. Одной это удалось.
– Пни мне подуху-то! – просипел натужно один из грузчиков. Второй не задумываясь выполнил его просьбу.
– Низко пошла, видать, к дождю! – сплюнул он сквозь зубы, вспомнив старый анекдот.
Мне стало нехорошо...
Моя пропажа, к счастью, терпеливо меня дожидалась. Извинений за неудобства мне никто не принес. Да я и не ждала – привык наш покупатель за долгие годы тотального дефицита к хамству со стороны торговых работников, как ни крути.
А что касается доставки в неурочное время, так мне постфактум и не такие «чудеса» рассказывали. Одной пожилой женщине заказанную плиту привезли... в половине второго ночи, а моей подруге купленный в солидной фирме холодильник доставили и вовсе на рассвете, часов в пять. Раньше-то никак, сами понимаете!