Во многом этим, прямо скажем, не особо желательным визитам способствует безвизовый порядок пересечения границы. Кочевой народ, не привыкший работать на земле, предпочитает в летнее время, пользуясь электричками, перемещаться на север.
– В Ярославль таджики нынче прибыли, учитывая средние многолетние данные, точно «по расписанию» – к 1 июня, то есть как раз к Дню защиты детей, – говорит начальник отдела по обеспечению деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних полковник милиции Сергей Грибанов. – Тактика у мигрантов примерно одна и та же – занять пустыри во Фрунзенском, Красноперекопском, Ярославском районах, разбить там примитивные лагеря, а затем ежедневно, как на работу, наведываться в город. Здесь мужчины и женщины с грудными детьми занимаются попрошайничеством. Многие ведут себя агрессивно, пристают к прохожим, хватают их за руки, за одежду.
Ярославцам до боли знакомы номера «художественной самодеятельности» на улицах и в трамваях, когда загорелые дети пустыни, выдав незамысловатый песенный репертуар на ломаном русском, деловито требуют гонорар. Подают. Время от времени милиция обнаруживает таборы таджикских цыган, те спешно собирают манатки, глядишь, «одних уж нет, а те далече».
Ярославский район пользуется у южан наибольшим «спросом». И в качестве мест базирования, и как широкое поле «предпринимательской» деятельности. И немудрено. Ведь в пригородной зоне много дачных участков, огородов, домашней скотины и птицы. Так что на работников Ярославского РОВД – участковых, сотрудников ППС – с наступлением лета наваливается дополнительная неслабая нагрузка. Милицию общественной безопасности в пригородном районе возглавляет майор милиции Андрей Бузовкин, которого в эти дни непросто застать на рабочем месте именно по причине чрезвычайной мобильности этой службы.
– Случаев воровства на дачах, в деревнях в летнее время хоть отбавляй, – комментирует ситуацию начальник штаба Ярославского РОВД подполковник милиции Михаил Белояров. – То и дело по жалобам жителей выезжают милицейские наряды на места грабежей и стихийных таджикских стоянок.
Конечно, не все мигранты приезжают за тридевять земель, чтобы поклевать с чужих огородов. Многие законопослушные граждане официально стремятся устроиться на работу. Так что было бы неправильным негативно относиться ко всем приезжим без разбора. Таджики ведь тоже имеют непосредственное отношение к такому понятию, как права человека. И власти по возможности стараются быть лояльными к иногородним.
– В прошлом году, когда в Таджикистане проходили выборы, мы встречались с представителями диаспоры таджиков в Ярославле, предлагали с местным контингентом провести цивилизованные организованные выборы, – вспоминает Сергей Грибанов. – Но официальный представитель диаспоры от предложения дипломатично уклонился, заявив, что его земляки, если на то будет их воля, проголосуют по месту жительства.
А вот с теми, кто живет у нас нелегально, нищенствует, кочует по кромке города, избегает санитарного, медицинского контроля, возникают серьезные проблемы. Есть, кстати, версия, что в Тверской области вирусный гепатит стал след-ствием таких же, как у нас, диких «гнездовий» смуглолицых граждан.
В Ярославле пока эпидемий, слава богу, не было. Зато существует, как сообщил нам заместитель начальника УВД области полковник милиции Анатолий Каралов, совместный план служб санэпиднадзора, управления здравоохранения, дезостанции, в соответ-ствии с которым осуществляется контроль за нелегальными гостями с юга, постоянно проводятся рейды с участием врачей, милиции к местам проживания кочевников. Ясно, что основные претензии к тем, кто прибыл в наши края или вообще без всяких документов, или же с внутренними паспортами, но без иммиграционных карт. По закону такие субъекты подлежат выдворению. На днях, например, были задержаны два подростка из Курган-Тюбе, которые проживали в Заволжском районе без регистрации.
– Уже почти неделю они гостят у нас, – говорит воспитатель центра временного содержания несовершеннолетних при УВД Анна Лазарева. – У приятелей среднее образование. Они из многодетных семей, в Ярославль приехали, по их словам, чтобы подзара-ботать.
Процедура в отношении этих подростков обычная: оформление протокола об административном правонарушении, передача дела в суд, затем постановление суда и выдворение.
Тех, кто приехал на чужбину по приглашению, но без документов, отправляют восвояси за счет принимавшей стороны. Остальных незаконно проживающих в Ярославле и окрестностях выпроваживают принудительно за государ-ственный счет.
На прошлой неделе был обнаружен вольный табор узбеков в районе Игнатовского кладбища, рядом с железнодорожной станцией Сосновцы. Непрошеные гости слонялись по окрестным деревням, дачам, попрошайничали и возле железнодорожной станции.
– Сорок семь кочевников (35 детей, 6 мужчин и 6 женщин) уже отправлены на электричке до Ростова, а затем и до Александрова. Дальше им предстоит добираться до родных мест тем же путем, каким они прибыли в центр России, – говорит Андрей Бузовкин.
Впрочем, нет никакой гарантии, что они по своей воле уедут на юг, а временно образовавшийся вакуум вскоре не заполнят новые группы искателей случайного заработка и подаяний.