за сигаретами. Ничто не предвещало беды.
Ночная расправа
Магазин – метрах в сорока от дома Тузовых, на улице Ворошилова. В нем были трое подвыпивших молодых парней. Один из них, крепкий малый, остановил Валерия – угости, мол, сигареткой. Тузов не угостил. Парень не отставал, но вновь получил отказ. И вдруг Валерий в считанные секунды оказался на земле.
После этого он, человек совсем не спортивный, уже не смог подняться. А парни – известный рыбинский дзюдоист, студент Рыбинской авиационной академии Антон Калганов, который активно тренируется и выступает на областных и зональных соревнованиях борцов, двадцатилетний Антипов, студент авиационного колледжа и нигде не работающий Николаев 21 года отроду, – потешившись над незнакомцем, преспокойно разошлись по домам, зная, что тот едва жив. Вместе с ними исчезла и барсетка с ключами от машины, документами и крупной суммой денег, которые предприниматель всегда имел при себе.
Такую версию ночной трагедии рассказал мне брат Валерия – москвич Олег Тузов. Продавцы магазина, ночью выходившие на крыльцо покурить, видели лежащего в луже мужчину, который еще пытался двигаться. Но не подошли к нему, не выяснили, что с ним, не вызвали «скорую». Валерий пролежал так до утра, пока в восемь часов не нашелся-таки кто-то сердобольный, кто вызвал неотложку. Но было уже поздно. Врачи Пироговской больницы констатировали смерть, наступившую от серьезных и множественных черепно-мозговых травм, несовместимых с жизнью.
В поисках Валерия жена и дочь его сбились с ног. Отыскали его в морге лишь на следующий день. Но только через три недели оперативники вышли на одного из тех, кто избивал Валерия, – на Николаева, который сразу дал показания, описав роль каждого в ту роковую ночь. Вечером того же дня были задержаны Антипов и Калганов. На предварительном следствии в «явке с повинной» они фактически признались в содеянном. Подтверждалось это и показаниями двух их приятелей, которым «герои» рассказывали о своих подвигах на следующий день после смерти Валерия Тузова.
Новая версия
Однако вскоре, ознакомившись с материалами дела и вооружившись разработками адвокатов, Калганов и Антипов, а также два их приятеля выдали следствию совершенно новую версию происшедшего. Согласно ей, Калганов, которого Тузов не угостил сигаретой и оскорбил, предложил тому извиниться. Слова мужчины обидели студента, но он уверяет, что справился с обидой, злость прошла. «Однако мужчина был разозлен и желал драться со мной!» – объяснял Калганов.
Выходило, что физически некрепкий, неспортивный и совсем неконфликтный Валерий Тузов так напугал лихого борца, что тот стал пятиться, дошел до большой лужи, а когда Тузов подошел вплотную, Калганов и ударил его кулаком в лицо. Потом перепрыгнул через лужу и был таков.
Никаких профессиональных бросков дзюдоист не совершал. Он схватил Тузова за одежду, чтобы удержать его от падения. Ну а броски придумал Николаев, который, по всей вероятности, сам избил Тузова, когда оставался с ним наедине. Калганов и Антипов видели, как Николаев ударил Тузова и тот упал.
Что касается барсетки, так ее у незнакомца не было. Когда парни подошли еще раз к лежащему, спрашивая, не нужно ли проводить его до дома, тот говорил что-то нечленораздельное.
А дальше в показаниях Калганова есть уникальная фраза: «Зачем-то я сунул руку в боковой карман куртки (имеется в виду куртка Тузова. – Авт.) и вынул оттуда 70 рублей. Их я забрал с собой».
Человек убит. Виновных нет?
В сентябре Калганова препроводили в Софийку – рыбинский изолятор временного содержания, а уже в феврале выпустили на свободу. Свое решение прокуратура объяснила тем, что смертельные травмы Тузову нанес только один из троих, но кто именно – установить невозможно, как и роль каждого из нападавших. Калганов и Антипов упорно валили все на Николаева, а тот настаивал на своей невиновности. Одним словом, человек убит, а виновных нет. Дело оказалось на грани закрытия.
Однако сотрудники уголовного розыска и родственники Валерия Тузова настаивали на передаче его в суд. Следствие весьма критически отнеслось к уже измененным показаниям Калганова и Антипова, которые опровергались показаниями свидетелей, заключением судмедэкспертизы и рядом других доказательств.
От пяти до пятнадцати
Следствие считает вину Калганова полностью доказанной. В обвинительном заключении записано: «Калганов Антон из хулиганских побуждений со значительной силой руками и ногами нанес Тузову не менее шести ударов в голову, применив навыки борьбы дзюдо, произвел умышленно с целью причинения тяжкого вреда здоровью не менее двух бросков потерпевшего, каждый раз с силой ударяя того головой и другими частями тела об асфальт.
В итоге – закрытая тупая травма головы с переломами свода основания черепа, ушибов головного мозга, кровоизлияния в мозговую оболочку правого и левого полушарий, в области лобных долей, внутримозговая гематома в области височной доли и так далее. Эти повреждения опасны для жизни, осложнены отеком и набуханием вещества головного мозга, дислокацией ствола мозга, вклинением его в большое затылочное отверстие и вторичным кровоизлиянием в ствол головного мозга, что повлекло по неосторожности смерть потерпевшего...»
Преступление квалифицируется статьей 111 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы от пяти до пятнадцати лет.
Впрочем, только суд может признать обвиняемого преступником и определить его дальнейшую перспективу. «Я поступил как мразь!» – это признание Калганова зафиксировано в материалах дела. Что он имел в виду? Хочется надеяться, суд даст ответ на этот и другие вопросы о ночной трагедии.