и памятники один за другим, а сегодня, сейчас, когда созданное предшествующими поколениями полагается сохранять и охранять
по закону. Был бы только
у сооружения должный статус, подтверждающий его значение для отечественной культуры.
У водонапорной башни на Ярославском вагоноремонтном заводе такой статус есть. Она значится в реестре памятников, потому что представляет собой конструкцию замечательного русского инженера и ученого Владимира Григорьевича Шухова. Имя его известно было в свое время во всей России. Он обогатил отечественную науку и технику оригинальнейшими изобретениями в самых разных областях. Именно он придумал форсунки для сжигания мазута, нефтепроводы, крекинг-установки, водотрубные паровые котлы и многое другое. А в области строительства создал «башни Шухова» – оригинальные легкие вышки, которые так и вошли в историю техники под его именем.
В начале ХХ века в России было построено около двухсот таких башен самого разного назначения. В наше время сохранились единицы. Каждая – образец изящного инженерного решения (не зря шуховские башни сравнивают иногда с Эйфелевой башней) и строительного искусства.
Владимир Григорьевич Шухов соединил две эпохи: первые его изобретения сделаны еще в девятнадцатом веке, он сотрудничал с Нобелями, по Волге ходили нефтеналивные суда его конструкции, а в советское время был избран почетным академиком АН СССР, стал Героем Труда, членом ВЦИК. Умер в 1939 году в Москве.
Узнав о начавшемся сносе башни, архитектор-реставратор Вячеслав Иосифович Сафронов сказал, что возмущен происходящим.
– Сооружение не имеет отклонений от вертикали. Сама конструкция настолько самонесущая и самопрочная, что упасть без внешнего вмешательства в принципе не может. Распилить, разрезать ее, конечно, можно. Только зачем? Даже если она требовала текущего ремонта, то затраты на него не столь значительны, во всяком случае сопоставимы с теми, что требуются на ее уничтожение.
По словам В. И. Сафронова, обследование технического состояния памятника должен проводить лицензированный инженер-реставратор. Такого обследования не было. Руководство завода обращалось в органы охраны памятников за разрешением снести башню по причине ее ветхости, но такого разрешения не получило. Перед нами прямое нарушение закона, и ЯВРЗ, очевидно, придется отвечать за это. Только пока суд да дело, много ли останется от башни? Бак сверху уже срезали...