После трехлетних хождений по «присутственным местам» и судам жители 29-го квартала победили, реализовав свое право оспорить «решение и действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государ-ственного или муниципального служащего, если нарушены их права и свободы».
Суд признал недействительными заключения, приказы и согласования, которые развязывали руки беспределу в строительстве элитных жилых домов в квартале. Такую же участь постигло и одиозное постановление мэра № 3624. Решение вступило в законную силу.
В Кировском районе так называемые коттеджи, по-строенные с претензиями на собратьев с Рублевского шоссе столицы, буквально подавляют постройки прошлого века.
Не стал исключением и небезызвестный 29-й квартал, скандал вокруг которого продолжается три года. Впервые в Ярославле жители нескольких улиц встали на пути незаконных решений власти, заявив, что не допустят нарушения их конституционных прав.
О том, что мэр Ярославля Виктор Волончунас издал постановление № 486 от 21 февраля 2001 года «О разработке ЖСК «Республиканский» проекта реконструкции квартала, ограниченного улицами Терешковой, Суркова, Волжской набережной и Красным съездом», жители Кировского района узнали лишь через несколько месяцев. А 3 декабря этого же года постановлением № 3624 разрешил ЖСК «Республиканский» проведение реконструкции инженерных сетей в 29-м квартале. Проектные работы начались без утвержденной документации.
После неоднократных требований граждане выяснили, что за «реконструкцией» сетей скрывается нечто большее. Все это ставит под угрозу не только элементарные условия проживания 800 человек, но и нарушает их конституционные права на благоприятную среду жизнедеятельности и на жилище.
Тем не менее «процесс пошел»... со ссылками на экспертизы, оправдывающие полную законность мероприятия. Так, «в целях противопожарной безопасности» снесли хозпостройки, располагавшиеся рядом с домами малоэтажной застройки. Были разрушены строения по Красному съезду, входившие в ансамбль усадьбы Кудасовых XIX века. Наступила очередь гаражей, в том числе и принадлежащих инвалидам.
Инициативная группа граждан выяснила, что в квартале намечается грандиозное строительство. Вместо двух первоначально запроектированных жилых домов по мановению чьей-то руки план трансформировался в пять зданий с мансардными прибамбасами и увеличенными площадями застройки. Все это, кстати, нарушало постановления самого мэра и требования архитектурно-планировочных заданий.
Выяснилась и еще одна не делающая чести мэрии по-дробность. Постановление № 486 под видом реконструкции предполагало одного заказчика – ЖСК «Республиканский». В то время как в архитектурно-планировочном задании (АПЗ № 73/2001) были перечислены пофамильно девять заказчиков.
Не существовало и градостроительной документации с утвержденным регламентом работ: где, сколько и, главное, какие здания собираются строить. Проектирование велось точечно, под определенного заказчика. Тем самым лоббировались только его интересы и не учитывалось мнение проживающих по сосед-ству граждан.
Люди лишались не только дворовой территории. Власти усиленно хотели заставить их дышать выхлопными газами – ведь строительство со стороны улицы Суркова подземных гаражей это гарантировало в полной мере.
Зато места для детских игровых площадок не нашлось. Несмотря на условия АПЗ, в проекте отсутствовали места для занятия спортом.
Вопросы и претензии можно продолжать и продолжать. Но что они для чиновников? Им остается только встать по стойке «смирно» и взять под козырек. Что и сделали в ряде учреждений.
Так, главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ярославской области посчитало, что «воздействие закрытых автостоянок... в новых жилых домах очень мало», а «фоновые концентрации загрязняющих веществ... внутри квартала... существенно меньше ПДК» (предельно допустимой концентрации. – В. Ш.). Поэтому, мол, «нет никаких оснований в даче отрицательного заключения по проекту».
Проект реконструкции согласовало и управление ГИБДД. Правда, после повторного обращения жителей начальник УГИБДД Александр Ильин был вынужден признать, что в «представленной проектной документации не было отражено большое количество транспорта организаций, имеющихся в квартале». Да и «ширина местных проездов не соответствует нормативам».
Согласовала проект и санитарная служба Ярославля. Главный государственный врач областного центра Л. Меркулова скрепила документ своей подписью. Но неугомонные жильцы не отступали и писали письма и запросы уже в вышестоящие инстанции. Главный врач области С. Мелюк был категоричен: «Многие из вопросов, поднятых жителями... вполне обоснованны и уместны, так как в представленном проекте они проработаны недостаточно глубоко и тщательно». По его мнению, проект застройки квартала подлежит существенной корректировке.
Поправил городских коллег и начальник главного управления по делам ГО и ЧС области П. Барышев: «Мы не считаем эти согласования основанием для разработки проекта строительства...»
Любопытно, что в ответе руководства санитарного надзора области прозвучали такие слова: «Они (чиновники мэрии. – В. Ш.) так спешат с проектированием, что мы просто не успеваем вмешиваться. Часто проекты, полученные нами, не имеют ничего общего с теми, которые появляются, пока идет согласование прежнего проекта. Отсюда многочисленные протесты жителей города». В частности, С. Мелюк заверил, что «санитарная служба была вынуждена взять под контроль все серьезные стройки Ярославля».
* * *
От автора. Инициативная группа жителей 29-го квартала выражает благодарность адвокату Т. П. Шумиловой, которая три года вела борьбу в судах, отстаивая права граждан, и победила.