Строительная организация ООО «Ярстройтехно» занялась кварталом между улицами Большой Федоровской и Малой Пролетарской, Малым Московским и Безымянным переулками. К весне будущего года, если ее планы будут одобрены, есть возможность зачерпнуть первый ковш, а к началу лета начать строительство.
Что ее здесь заинтересовало? Руководители предприятия Эмин Добарджич и Игорь Мусаров признаются: прежде всего история. Заболоченная, ничем не примечательная сейчас пойма Которосли с впадающим в нее Титовым ручьем, по некоторым историческим данным, – место стояния ополчения Минина и Пожарского в 1612 году.
В конце 1680-х произошло другое событие, издавна чтимое здешними жителями. Только что построенная тут каменная Федоровская церковь обрела список чудотворной костромской иконы Федоровской Божьей Матери. Оба эти факта в городе всегда связывали с третьим – избранием на царст-во Михаила Романова, происходившего из костром-ских бояр и взошедшего на престол на волне всенародной борьбы с польско-литовскими интервентами.
Композиционным центром застройки территории по замыслу строителей и проектировщиков (ООО «Изограф», архитекторы Сергей Буров и Михаил Морозов) поэтому должна стать часовня.
Строители, они же инвесторы, берутся расселить расположенные здесь обветшавшие домики, а на их месте и на месте окружающего их запустения возвести культурно-деловой центр, по благоустройству не имеющий сегодня ничего похожего в Ярославле.
По условиям, выставленным городом, тут возможно строительство только административных зданий. Историческое значение территории, близкое соседство со строящейся четырехзвездочной гостиницей обязывают, поэтому предлагается разместить здесь солидные офисы и солидную торговлю, ресторан, небольшие спортзалы, медицинские кабинеты.
Все движение в квартале, а также паркинг и вспомогательные помещения убираются под землю, а наземный уровень остается только для пешеходов. Дома не выше четырех этажей. Архитектура – приближенная к классической, чтобы, как мне сказали, было понятно, что это Россия и это Ярославль.
Изюминка того, что предлагают строители и проектировщики (те и другие, кстати, молодые), – пронизывающее все главенство экологии. Авторы узнали об интересном человеке, профессоре, докторе технических наук Александре Тетиоре. Съездили к нему в Московский государственный университет природообустройства, проштудировали его объемистую книгу и заказали предложения по экологизации квартала. Сейчас полученный от профессора документ передо мной. Предлагается очистить русло Титова ручья и выстлать его камешками. Посадить по берегам фруктовый сад и разбить дорожки. Переписать все растущие тут деревья, сохранить лучшие и дополнить их новым озеленением. Предусмотрены осветление воды и использование ее по второму циклу, сбор дождевой воды и запуск ее после очистки опять же в систему оборота (для полива и смыва в санузлах).
Тетиор не теоретик, он ученый-прикладник. Тут же предложенные им схемы современных решений – для улучшения дневного освещения и естественной вентиляции, использования нетрадиционных источников энергии. Он напоминает об «умных» технологиях, которые тоже считает нужным использовать, – от автоматического контроля температуры и освещенности помещений до контроля безопасности, такие устройства сейчас называют интеллектуальными системами. Рекомендует широкое применение глиняного кирпича и других керамических изделий как наиболее экологичных материалов, а во внутренней отделке – расширенное применение дерева.
Мои собеседники обращают внимание на любопытнейшую подробность из книги Тетиора. Автор пишет о бразильском городе Куритиба, мэр которого по счастливому совпадению имеет два диплома – архитектора и эколога и охотно претворяет в жизнь все современные достижения в области создания экологизированного города. Итогом «биосправедливости» стало снижение уровня преступности вдвое (!) по сравнению со средним по стране. Одна из причин криминального поведения, оказывается, – унылые дома-коробки, пустыри, темные улицы и обшарпанные бетонные недра подъездов. Знакомо, правда?
Но вернемся в наши пенаты.
Ярославским строителям и проектировщикам большин-ство рекомендаций профессора понравилось, судя по всему, они будут приняты. Интересен и ряд их собственных идей, которые могут стать новым этапом в современной застройке не только Красного Перекопа, но и всего города.
Среди обветшавших остатков дореволюционной эпохи в этом квартале есть строение послеперестроечных лет – автомагазин-времянка «Светлана». Возможны два решения его судьбы. Или он получит постоянный статус и останется на Большой Федоровской улице, волею судьбы в самом центре будущей новой застройки, вписаться в которую ему будет трудно. Или превратится в современный фирменный магазин, проект которого для владельцев «Светланы» берется разработать та же молодая коман-да. Красивые витрины, торговля по каталогам, а все, что связано с «живыми» машинами, перебазируется за город. Именно там, вдали от городской тесноты, как это принято на Западе, покупатель будет получать свою машину, там же, по желанию, сможет укомплектовать ее шикарными кожаными сиденьями, наи-моднейшим рулем, дорогой музыкой и прочими прибамбасами. Это по-зволит магазину обрести большую конкурентоспособность, привлечь более солидных клиентов.
Проект предусматривает создание рекреационной зоны – ландшафтного парка с фонарями, скамейками и прочим.
Высокий уровень обустройства жизни и сервиса должен стать лицом обновленного квартала. А его сердцем авторы хотели бы сделать часовню на Большой Федоровской улице: построенная к 1000-летию города, она связала бы его с историей Ярославской земли. Чему посвятить часовню, еще не решено, обсуждаются три темы:
– иконе Федоровской Божьей Матери;
– ополчению 1612 года;
– святому царевичу Димитрию, после убийства которого начались польско-литовское нашествие и все последующие связанные с ним события. Великомученик Димитрий, кроме того, всегда считался небесным защитником детей. После трагедии в Беслане последнее представляется особенно актуальным, так что, скорее всего, предпочтение будет отдано именно этой теме.
Символично, что к 1000-летию Ярославля есть возможность восстановить и обустроить Безымянный переулок. Он потерял свое имя в головокружительной дали времен или, кто знает, не имел его вовсе. Но обретет его, очень может быть, в наше время, что тоже символично.