услуг местной телефонной связи в вопросах и ответах
– В связи с чем возникла проблема выбора абонентами-гражданами системы оплаты услуг местной телефонной связи?
– С 1 января 2004 года вступил в силу федеральный закон «О связи», который предоставляет абонентам телефонных компаний – гражданам право выбора повременной и абонентской систем оплаты местных телефонных соединений. Для реализации этого права абонент должен обратиться с заявлением в сервисный центр или агентство Яртелекома.
– Областные СМИ много пишут о том, что до сих пор не принято несколько десятков подзаконных актов, необходимых для реализации закона. Почему Яртелеком не позаботился об этом заранее?
– Подзаконные акты, необходимые для реализации федерального закона «О связи», принимаются на федеральном уровне – Правительством РФ. Яртелеком, как и другие предприятия электросвязи, не имеет полномочий ни для принятия таких документов, ни для регламентирования работы вышеуказанных федеральных органов власти. Рассмотрение необходимых документов намечено Правительством РФ на 2 – 3-й кварталы 2004 года. Кстати, Яртелеком в пределах своей компетенции направил свои предложения в ОАО «ЦентрТелеком» уже в сентябре 2003 года.
– Какой процент жителей Ярославской области к концу 2003 года оплачивал услуги местной телефонной связи по абонентской системе?
– Менее 20 процентов.
– Будет ли меняться размер абонентской платы, которая составляет сегодня 110 рублей?
– Несомненно, будет, поскольку согласно статье 28 закона «О связи» государственное регулирование тарифов на услуги связи должно создавать условия, обеспечивающие операторам связи компенсацию экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг связи. Яртелеком еще в июле 2003 года представил все необходимые расчеты в МАП России, поскольку тарифы на услуги местной телефонной связи утверждаются на федеральном уровне.
Если говорить о конкретных цифрах, сегодня предприятия электросвязи вынуждены оценивать ситуацию с учетом мировых рынков и тарифов, поскольку приобретают оборудование мирового класса. Вот данные о тарифах, которые действуют в Европе. В 2003 году абонентская плата за услуги местной телефонной связи во Франции составляла 11 долларов США, в Италии – 16,7, в Испании – 14,8, в Чехии – 12,2, в Польше – 11,7, в Венгрии – 19,9 доллара.
– Если абонент выбирает повременную оплату, значит ли это, что он будет платить только переменную часть и полностью освобождается от постоянной составляющей?
– Нет. Система повременной оплаты услуг (как это было и раньше) предполагает наличие постоянной и переменной составляющих. На сегодня постоянная составляющая утверждена в размере 70 рублей (для льготников – 35 рублей), переменная – 14 копеек за минуту соединения.
– Сколько абонентов, оплачивающих услуги местной телефонной связи повременно, платили меньше, а сколько – больше утвержденной для нашего региона абонентской платы?
– По данным на декабрь 2003 года, 52,2 процета абонентов заплатили за услуги местной телефонной связи не более 110 рублей.
– Является ли переход с одной системы оплаты услуг местной телефонной связи на другую платным?
– В Яртелекоме (как и в ряде других телефонных компаний)
установлена плата за дополнительную услугу – изменение системы оплаты на основании заявления абонента с внесением соответствующих изменений в договор об оказании услуг телефонной связи и биллинговую систему. Аналогичным образом поступают сотовые компании. Директор департамента информационного обеспечения ОАО «Связьинвест» Олег Михайлов так прокомментировал это решение: «Взимание этой платы экономически оправданно, так как смена системы тарификации связана с затратами операторов на технологические и организационные мероприятия. Операторы вправе самостоятельно устанавливать ее стоимость, но размер этой платы должен быть экономически обоснован».
Размер платы за изменение системы оплаты для абонентов Яртелекома согласован с ОАО «ЦентрТелеком» и составляет сегодня 212 рублей. При заключении договоров об оказании услуг телефонной связи с гражданами, вновь подключившимися к местной телефонной сети Яртелекома, указанная плата не взимается.
– Как происходит переоформление договора?
– Переоформление договора осуществляется на основании письменного заявления абонента. Для этого абоненту-гражданину необходимо обратиться в агентство или сервисный центр Яртелекома, имея при себе документы, удостоверяющие личность. Здесь выдадут бланк заявления для заполнения и примут плату за внесение изменений в договор.
Обратите внимание, что изменение системы оплаты подразумевает внесение изменений в существующий договор, а не заключение нового. Если абонент подал заявление до 20 числа месяца, то уже со следующего месяца система оплаты для него изменится.
– Сколько раз абонент может менять систему оплаты услуг местной телефонной связи?
– Пока этот вопрос не решен на федеральном уровне. Вероятно, ответ на него дадут новые правила оказания услуг электросвязи, которые Правительство РФ планирует рассмотреть во 2-м квартале 2004 года.
Подготовила