Наш трудовой стаж разбился на два периода. Первый период – до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ. Второй – после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.
В этой статье рассмотрим проблемы, которые возникают при обращении за назначением пенсии, когда требуется подтверждение первого периода трудового стажа, то есть до регистрации в системе персонифицированного учета. Стаж этого периода подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Основным документом в соответствии с перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па, является трудовая книжка. Так вот, проблемы, которые возникают при обращении за назначением пенсии, связаны с оформлением записей в трудовой книжке.
Первое, на что следует обратить внимание заявителя: записи первого листа трудовой книжки о фамилии, имени, отчестве и дате рождения должны быть сделаны без исправлений, подтертостей и помарок. Любое исправление должно подтверждаться обоснованной записью на внутренней стороне обложки трудовой книжки, которая заверяется подписью должностного лица и печатью организации, в которой работает владелец трудовой книжки на момент возникновения обстоятельств, повлекших за собой исправления.
В том случае, если исправления внесены и ничем не обоснованы, заявитель, обратившийся за назначением пенсии, должен представить документ, который подтверждает факт перемены фамилии, имени, отчества или даты рождения. К таким документам относятся свидетельство о браке, свидетельство о перемене фамилии, имени, отчества, свидетельство о рождении, свидетельство о расторжении брака, справка органа, регистрирующего записи актов гражданского состояния.
Второе, на что необходимо обратить внимание, – недопустимость исправлений в датах приема и увольнения с работы, в датах и номерах приказов, на основании которых вносится запись в трудовую книжку, а также в наименованиях должностей. Следует проверить соответствие в наименовании организации при приеме на работу, при ее реорганизациях и при увольнении из этой организации. Необходимо знать, что запись, внесенная в связи с увольнением или переводом в другую организацию, обязательно заверяется подписью должностного лица и печатью организации. В случае нарушения вышеуказанных требований стаж работы подтверждается справкой организации, которая допустила исправления, подтертости или помарки при внесении записей в трудовую книжку.
//Светлана Арлаускене, заместитель начальника управления ПФР по Кировскому району Ярославля.