Документ содержит ряд радикальных положений, которых не было в Жилищном кодексе РСФСР 1984 года.
Самой непопулярной, пожалуй, можно считать норму, в соответствии с которой злостный неплательщик за жилое помещение и коммунальные услуги может быть выселен, причем вместе с членами семьи, без предоставления другого жилья.
– Нечто подобное практиковалось в ряде городов еще в 1999 году, – сообщил заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Алексей Андронов. – В тот год мы ездили в Мытищи изучать опыт тепловых сетей по введению подомового и поквартирного учета потребления энергоресурсов. Там установили счетчики тепла и горячей воды и выявили, что недоплата по городу составляет от 7 до 10 процентов. И в основном из-за несвоевременной оплаты коммунальных услуг. Эту разницу вынуждено было покрывать ОАО «Мытищинские тепловые сети». Предприятие пошло на жесткие меры: инициировало ряд предупреждений, а затем и процессов в суде, и это помогло.
В Ярославле в Дзержин-ском ДЕЗе также были созданы подобные прецеденты. Юрисконсульт дирекции единого заказчика рассказал, что два года назад был подан иск на одну гражданку, проживавшую в отдельной комнате благоустроенного муниципального общежития на улице Труфанова. Женщина несколько лет не платила за жилье и задолжала 7 тыс. рублей. По сущест-вовавшим тогда законам прежде, чем обратиться в суд, ДЕЗ обязан был указать сумму задолженности в счете, затем, если человек в течение двух месяцев не погасит долг, предупредить его судебной повесткой. Ну а уж если и предупреждение суда не возымеет действия, рассматривается дело о выселении. Только вот куда?
Прежнее законодательство не допускало, чтобы гражданина выбросили на улицу. Упомянутой женщине предоставили комнату в неблагоустроенном общежитии в поселке Париж-ская Коммуна, куда она и переехала. Тогда без предоставления резервного жилья должникам дела в судах на выселение вообще не рассматривались. А сегодня его в Ярославле практически нет – едва хватает для расселения аварийщиков и погорельцев. Между тем сумма долгов за коммунальные платежи у жителей города составляет 140 млн. рублей.
И вот теперь в кодексе, в статье 83, совершенно недвусмысленная запись: «В случае невнесения платы за жилое помещение по договору найма в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования наниматель и постоянно проживающие с ним граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения». Впрочем, в пункте 1 той же статьи оставлена возможность применения и более мягкого наказания: «Наниматель и члены его семьи подлежат выселению с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям по нормам общежития». Какая из норм будет применена в том или ином случае, это суд решит. И вердикт зависит еще от наличия свободной комнаты в общежитии. Нет – выметайся на улицу со скарбом, чадами и домочадцами. Поэтому вся надежда на наш самый гуманный суд в мире.
В департаменте городского хозяйства мэрии Ярославля считают, что реализация закона ничем не подкреплена. В городе буквально единицы мест в домах временного проживания, куда можно было бы выселить спившихся и безработных бедолаг.
Пункт 2 статьи 83 нового кодекса предусматривает выселение из дома прямо на улицу вандалов, портящих имущество или использующих жилье не по назначению, нарушающих права и интересы соседей. Ну, этим поделом. А что будет, если человек не заплатил за полгода (такой срок предусмотрен для кандидатов на выселение) не по своей вине: тяжело заболел, сбила машина? Вышел из больницы – и вот, повестка в суд. Собирай вещи!
– В законе должно быть прописано, кто обязан за попавшего в беду человека заплатить долг, – считает Алексей Андронов. – Этот вопрос не продуман.
Немножко легче тому, кто живет в приватизированной квартире многоквартирного дома. Если он задолжал за коммунальные услуги, суд вправе выставить его квартиру на торги и предоставить должнику не новое жилье, а остаток средств от продажи квартиры за вычетом долга и расходов на исполнение решения суда. Но и в этом случае нет никаких гарантий, что так называемой выкупной цены хватит хотя бы на покупку комнаты.
По проекту кодекса ущемленными в квартирном вопросе могут оказаться и люди, ни в чем не виноватые. Статья 88 утверждает, что при выселении из дома, квартиры, принадлежащих собственнику, в связи со сносом строения или изъятием государством земельного участка под жильем гражданину предоставят помещение, «рыночная стоимость которого равна рыночной стоимости сносимого жилого помещения», или ему передается выкупная цена его недвижимости. Какая рыночная или выкупная цена может быть, допустим, у аварийного дома? Ведь чаще всего такие и подлежат сносу.
Даже беглый анализ готовящегося для нас Госдумой Жилищного кодекса позволяет предположить: армия россий-ских бомжей скоро пополнится. На этот раз не по воле «черных риелторов», а по воле слуг народа.