Заседанию суда предшествовало небольшое политическое действо, организованное ярославским отделением Российской партии пенсионеров. Несколько пожилых мужчин и женщин с плакатами в руках сначала стояли на входе в здание суда, а потом перемещались по его залам. Из-за наплыва публики судья приняла решение рассматривать дело в более просторном зале, что позволило получить место не только группе политической поддержки, но и многочисленным журналистам.
В советское время Дмитрий Наприенко добросовестно работал инженером на производстве, получал хорошую по тем временам зарплату – около 290 рублей. На пенсию он вышел в конце 90-х годов – в разгар рыночных преобразований. С тех пор живет бедно. Пенсии не хватает на нормальное питание, он не может купить необходимую одежду взамен изношенной, постельное белье, съездить к родственникам в другой город. А для покупки лекарств вообще пришлось продавать ранее нажитые вещи и обращаться за социальной помощью.
С ностальгией он вспоминает 70 – 80-е годы, когда, отдыхая на юге, встречал там много пенсионеров. При пенсии в 100 рублей они могли себе позволить приобрести курсовки на лечение за полную стоимость и самостоятельно оплатить проезд и жилье.
– Значит, раньше пенсионер имел достаточный жизненный уровень, а я сейчас еле-еле концы с концами свожу. Я нищий человек! Возникает вопрос: кто и зачем сделал меня нищим? – негодует Дмитрий Алексеевич.
В мае этого года он обратился в Пенсионный фонд с заявлением на перерасчет пенсии за период с 1 февраля 1998 года по настоящее время. Детально изучив не только пенсионное законодательство, но и международные документы по правам человека, Дмитрий Наприенко пришел к выводу, что действующее в России пенсионное законодательство противоречит положениям Конституции РФ (право на жизнь и достойную старость) и нарушает его права.
– Я считаю, что Пенсионный фонд неправильно рассчитывает мою пенсию. Однако управление фонда отказалось сделать перерасчет, что заставило меня обратиться в суд. Пенсия должна быть не ниже прожиточного минимума, – уверен истец.
По его оценке, на 1 января 2002 года его пенсия должна была составлять 3613 рублей 54 копейки, тогда как реально он получал 1203 рубля 12 копеек. Дмитрий Наприенко привел в заявлении в суд расчеты, согласно которым в 2000 году его пенсия была ниже прожиточного минимума на 40 процентов, в первом квартале 2001-го – на 20 процентов и в период с первого квартала 2002 года по второй квартал 2003-го – на 4 – 6 процентов.
Истец просит суд «признать его нищим человеком» в эти периоды времени. Кроме того, Фемида должна установить, что пенсионное законодательство нарушало его права на достаточный жизненный уровень (питание, одежду, жилище, необходимые для поддержания здоровья, и на непрерывное улучшение условий жизни), что гарантируют Всеобщая декларация прав человека и гражданина и другие международные правовые акты.
Управление Пенсионного фонда по Заволжскому району Ярославля направило отзыв в суд, в котором указывает, что пенсия Дмитрию Наприенко рассчитывается исходя из действующего пенсионного законодательства, а ее изменение возможно только после изменения государственных нормативных актов.
Заволжский районный суд Ярославля перенес рассмотрение жалобы пенсионера к фонду на 15 декабря, попросив истца подготовить дополнительные документы в обоснование своего заявления. Ранее районный суд уже отказывал Дмитрию Наприенко в удовлетворении его жалобы, но областной суд, рассмотрев кассационную жалобу, не согласился с этим решением и отправил дело в районный суд на повторное рассмотрение.