Никита, Ваня и Дима гоняли во дворе в футбол и никого не трогали. К ним подрулили двое подвыпивших парней, чуть по-старше, стрельнуть сигарету. Никита с последней расстаться не захотел, тогда в качестве дани у ребят был угнан мяч. Опомнившись от такой наглости, друзья отправились на поиски справедливости, намереваясь путем мирных переговоров вернуть вещь.
Вскоре на горизонте они увидели, как им тогда показалось, своих обидчиков – назовем их Толей и Ильей – в окружении взрослых парней. Один из них – его имя так и осталось неизвестным суду – проводил с Толей и Ильей воспитательную беседу: Илья случайно задел плечом идущего навстречу парня, и тот решил объяснить неуклюжему малолетке, как надо нормально ходить. Подоспевшие Никита и Дима (Ваня отстал) придали уже сходящему на нет педагогическому процессу новый стимул: сообщили, что воспитуемые украли у них мячик. Илья и Толя, как могли, открещивались от своей причастности к похищению (может, испугались последствий, а может, действительно они ничего не брали), но за пропавший мяч отвечать пришлось именно им и перед «учителями» прямохождения.
Заступаться за младших благородно, но было ли это главным в нашем случае? Вряд ли. Скорее всего, это был способ унизить и обидеть того, кто не может достойно ответить. Толя и Илья не могли, так как было их всего двое и они по-младше и послабее. Но в наши дни законы жестокие – даже лежачего бьют, причем ногами и куда придется.
Одни держали Илью и Толю за руки, остальные били в живот, по горлу и по лицу. «Заступников» набралось человек 15 – 20. Многие из них, просто прогуливаясь мимо и завидя разборку, решали поучаствовать в ней от нечего делать и от переизбытка кипучей молодой энергии. Конечно, встать на сторону Толи и Ильи никто из вновь прибывших даже не подумал, ведь сила была не на их стороне, значит, и правда тоже. Одними побоями дело не ограничилось: как залог возвращения мяча у ребят были отняты мобильные телефоны. Это был лишь предлог, чтобы получить в безвозмездное и бессрочное пользование дорогие и модные вещицы, поскольку место, где пройдет обмен сотовых на мяч, толком обозначено не было, даже для Никиты, Вани и Димы оно оставалось загадкой.
Все в этом мире имеет свойство повторяться: теперь уже Илья и Толя решили вернуть каждый свою собственность и обратились в милицию. Объезжая Заволжский район на милицейской машине, прибывшей на вызов, Илья указал на Никиту, заявив, что именно он доставал из его кармана сотовый. Толя тоже узнал в Никите участника разбойного нападения. Так было возбуждено уголовное дело против Никиты, впоследствии переданное в суд.
На слушании дела Илья и Толя продолжали стоять на своем: никакого мяча они в глаза не видели, и расправу над ними учинили зря. Однако Никита и иже с ним уверены, что не обознались. Сам же обвиняемый считает, что судят его несправедливо: он не наносил никому побоев и мобильный из чужого кармана не вынимал. Как выяснилось, сделал это его друг – его заставили поучаствовать в присвоении телефонов, грубо приказав залезть к Илье в карман и вытащить оттуда сотовый. Испугавшись своего заступника, мальчик выполнил требование. Так он стал соучастником грабежа. На суде он сознался в содеянном: «Я сразу об этом не сказал, потому что боялся, а теперь говорю, чтобы невиновный остался невиновным».
Во всей этой истории радует по крайней мере то, что у Димы еще остались хоть какие-то представления о справедливости, все остальное в ней – крайне печально, ведь перед вами описание событий одного вечера из жизни современных подростков, выросших на фильме «Бригада» и ему подобных.