А без денег жизнь плохая. Наверно, оттого едва ли не половина кинокадров нынче проходит в полной темноте: слышно, как кто-то бежит, кто-то стреляет, кто-то истошно орет, изображая предсмертные вопли, изредка высвечивается чья-то нога или кое-что повыше, и – минимум расходов на постановку. Удобно, черт возьми, жаль только, что ничего не понять.
Недавно столкнулись интересы пивоваров и борцов за народное счастье, думских депутатов. В передаче «К барьеру» сцепились молодой, красивый и плохо воспитанный демагог из «Единой России» и очень эффектная обладательница гораздо лучших манер от пивного бизнеса. Голосующие зрители не оставили от пивной дамы мокрого места, хотя депутат разговаривал на одних эмоциях типа «как вам не стыдно, вы такие деньги зарабатываете!».
Спорщики швыряли друг в друга цифрами, от которых брала оторопь. 49 процентов наших граждан пиво не просто пьют, а любят это дело. 50 процентов алкоголиков – молодежь. Половина школьников употребляют пиво регулярно. В год на каждого россиянина приходится 15 – 16 литров чистого алкоголя. Это включая младенцев и женщин. Ежегодно от водки погибают сорок тысяч человек. Причем большинство умирает от «паленки», только 34 процента производимой водки имеет легальное происхождение и, стало быть, облагается налогом.
Впрочем, если зарезать пивную рекламу, пивные короли не будут финансировать спорт – опять нехорошо. А ведь идея-то отличная: за счет разрешения порока воспитывать добродетель! Вот уже думцы предлагают легализовать проституцию, а доходы от налогообложения за сексуальные услуги любвеобильным гражданам пустить на охрану материнства и младенчества и лечение венерических болезней… Замечательно придумано. Можно ведь и дальше пойти: разрешить в определенных рамках умеренный бандитизм, а на вырученные деньги повысить зарплату милиционерам. А налоги со взяток! Как тут можно заработать! Пусть меня Кудрин спросит, я ему еще таких идей накидаю.
На ТВЦ Леонид Млечин поднял еще одну животрепещущую проблему: какие праздники нам отмечать. Ну, тут работы непочатый край. И опять-таки связанной с деньгами. Всякий знает, что у нас в году минимум две пьяные недели, майская и ноябрьская, когда не успеешь опохмелиться, как вот тебе следующий праздник. Какая там работа! Только успевай закусывать.
Между тем абсолютное большинство настоящих праздников пришло снизу. Ну-ка попробуйте отобрать у нас День Победы! Или Новый год! Я уж про день рождения не говорю.
А праздники, спущенные сверху... Что ж, и это тоже повод выпить. Но и только. Скучные это торжества, отмечаемые разве что холодцом и стаканом «Президентской». День примирения... Кого с кем? Посмотрите на эти митингующие толпы и попробуйте их примирить. Примирите Анпилова с Новодворской. Или Жиринов-ского с Зюгановым. Да и зачем? Они друг друга стоят и объединяются только во взаимной ненависти.
Или День независимости. Ну, это и вовсе анекдот какой-то. От кого это Россия стала независимой? Никто до сих пор не разобрался. Если это идеология, то я уж лучше как-нибудь так, без оной.
Все было хорошо продемонстрировано в передаче Л. Млечина. Коммунистка Любовь Швецова, закрыв глаза и заткнув уши, оглушительно распевала, как глухарь на току, избитые лозунги. Ей было абсолютно все равно, что говорят или думают ее собеседники, это был самозаб-венный монолог, монтаж из старых песен о главном. На нее орал Жириновский, требуя всех коммунистов расстреливать. На весь этот базар рассудительно реагировали историк Л. Морозова и известный полемист диакон А. Кураев, призывавшие к терпимости и воздержанию: не надо все с размаху ломать, опыт показывает, что после того, как «весь мир насилья мы разрушим до основанья», наступает похмелье, когда надо строить «наш новый мир», а как это делается, никому не ведомо. Кураев подключил сюда еще и религиозную составляющую: ну, сделаем мы рождествен-ские каникулы дней на десять, и что? Вместо благочестивых размышлений граждане будут сидеть у телевизора, наслаждаться Киркоровым и пить водку с пивом, благо до запрета пить дома наши слуги народа пока не додумались.
Не губите, мужики, не рубите сгоряча.
//Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор ЯГПУ.