Зима застала врасплох не только Ярославль, но и Рыбинск, где 31 октября в десяти ДТП пострадали восемь детей, одна машина оказалась в кювете, были наезды на пешеходов. В Углич-ском районе на одном из крутых спусков, по словам очевидцев, сразу семь машин оказались надол-го запертыми в седловине – не могли забраться по скользкой дороге, в Данилове стукнулись лбами грузовики.
Но при этом, по словам нового директора САХ Евгения Горюшина, в Ярославле ситуация с подготовкой к зиме вполне благополучная:
– В нашем распоряжении на сегодня 21 комбинированная машина, из них только пять стоят на доводке – летнее навесное оборудование заменяется на зимнее. В городе три пескобазы: в Дядькове, на улице Добрынина возле путепровода и на территории самого САХ. Уже завезено 20 тысяч тонн песка, 5 тысяч тонн соли, готовится смесь.
Стоит представить в безоблачной обстановке эти монбланы песка и соли, в сердце воцаряется уверенность: случись что – засыплем и завалим любую непогоду! Но вот 31 октября случилось. И снегопад-то был так себе – демо-версия, но областной центр большую часть дня был выбит из колеи.
– Из 21 специализированной автомашины САХ могли работать лишь три, – говорит начальник отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД Евгений Белугин. – Вскоре одна сломалась. На дорогах, относящихся к первой категории – проспекты, центральные улицы, а также те, что предназначены для движения общественного транспорта, тут же образовались пробки.
Разумеется, запрудило на несколько часов Октябрьский мост. Только к 7 вечера, когда в работу включились еще восемь автомашин городского спецавтохозяйства, движение транспорта в городе стало более или менее управляемым. За один только световой день на асфальт было высыпано около 400 тонн песчано-соляной смеси.
Нет, в принципе городское спецавтохозяй-ство к зиме вроде бы готово. Ибо здесь, оказывается, думают и о таких тонких материях, как «фракции песка».
– Песок должен быть не ниже 1,7 модуля, в противном случае смесь не будет зимой обеспечивать нормальное сцепление колес с дорогой, – рассуждают специалисты.
Тем не менее «узкие места» накануне зимы все же остались.
– К сожалению, повышение стоимости ГСМ (только в сентябре четырежды вырастали цены на топливо, в октябре – дважды) для нас просто катастрофа, – признается Евгений Горюшин. – В спецавтохозяйстве и без того незавидное финансовое положение, а сегодня и вовсе приходится работать в основном «на горючку». Даже налоги не успеваем все платить из-за очень большого отвлечения финансовых средств на оплату топлива. И летом-то рекой оно течет у нас, а зимой что будет.
Директор САХ обращался в департамент городского хозяйства с этим больным вопросом, ему посочувствовали, однако до конца года никаких изменений, скорее всего, не будет. Чтобы техника зимой окончательно не остановилась, придется брать горючее в долг.
– К этому нехитрому приему мы и раньше прибегали, но, извините, это может быть раз, два, но никак не должно становиться системой, – вздыхает Горюшин. – Нельзя ставить предприятие в такие условия, когда приходится без конца ходить и клянчить копеечку, чтобы выдать зар-плату, купить запчасти и технику.
Вместе с первым снегом появляется и вечный обывательский вопрос: до каких пор в песок будут добавлять соль, которая портит обувь? Но утешить читателя нечем. Соль проблемы в том, что мы еще не доросли до технологически продвинутых стран. Вот в сытой Японии дороги подогреваются изнутри, словно газон на футбольном поле. В Финляндии их вместо соли посыпают гранитной крупнофракционной крошкой, которая используется неоднократно, а не смывается каждый раз весенним половодьем. У нас же гранитная крошка в основном идет на погосты, где гололед уже не считается проблемой.
Есть выражение, стойко кочующее из одного милицейского протокола в другой: «В организме водителя, совершившего ДТП, обнаружено остаточное опьянение». В понедельник нам досталось от воскресной зимы «остаточное оледенение». Из-за него на дорогах области произошло одиннадцать ДТП. Итог печальный – пятеро погибших, десять покалеченных. А впереди – настоящая зима...