Об этом рассказал участник заседания экологов Поволжья начальник управления департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Анатолий ДУНАЕВ.
– Этим законом, принятым без учета какого бы ни было принципа разграничения полномочий, природе нанесен серьезный удар. Экологические комитеты субъектов федерации, муниципальных образований, – считает Анатолий Сергеевич, – низводятся до роли пассивных наблюдателей, не способных принимать самостоятельные решения на своей территории. По новому закону органы власти нашей области лишаются права участвовать в решении таких вопросов, как разработка полезных ископаемых: гравия, песка, глины, минеральных вод, поскольку Правительство РФ отныне совместно с субъектами Федерации будет только рассматривать заявки на право пользования недрами.
Пошли прахом все наши усилия по созданию геологической карты области, потому что новый закон не позволит нам теперь использовать свое право разрабатывать и реализовывать территориальные программы геологического изучения недр, освоения минерально-сырьевой базы. С внесением последних изменений в Лесной кодекс местные власти также устраняются от участия в управлении лесным фондом и даже городскими лесами. Урезаны и полномочия территорий в охране атмосферного воздуха.
К чему это приведет, нетрудно догадаться. Если раньше, созданный при департаменте АПК комитет по охране окружающей среды, мог как-то влиять на предприятия-загрязнители, такие как «Славнефть-Нефтеоргсинтез», понуждать их ликвидировать шламонакопители, сокращать выбросы в атмосферу с установок, стимулировать использование ими чистых технологий, то теперь эти функции передаются малочисленным федеральным структурам на местах. А изменения, внесенные в «Закон об экологической экспертизе», даже противоречат статье 72 Конституции РФ о праве граждан на здоровую природную среду, так как полностью отнимают у территорий право на экологическую экспертизу проектов.
В исключительное федеральное ведение перейдут теперь особо охраняемые природные территории, такие как национальный парк «Плещеево озеро», созданный, кстати, по инициативе переславских экологов и администрации области, многие другие памятники природы. Тем самым под угрозой срыва оказывается областная программа развития экологического туризма, которая в некоторых районах области, например Некоузском и Брейтовском, могла бы стать основой устойчивого социального и экономического развития. Поддержанную администрацией области идею создания национального парка «Молога» новый закон напрочь перечеркивает. В совместном федеральном и областном пользовании будут только дендрарии и ботанические сады.
В решении комитета ассоциации «Большая Волга» первым пунктом записано: «Вернуть субъектам Федерации те полномочия, которые у них были ранее». Экологи Поволжья намерены обратиться к палатам Федерального Собрания с предложением внести изменения в принятый закон.