В опубликованном «Российской газетой» постановлении Правительства РФ № 444 от 30 августа нынешнего года сказано: «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ...осуществить до 31 декабря 2005 г. переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг...» Поставлена точка в споре о том, быть или не быть 100-процентной оплате населением получаемых счетов за жилье, и если быть, то когда. Теперь ясно – быть! И очень скоро!
Да, это всего лишь рекомен-дация. Заботящиеся о содержимом кошелька своих земляков губернаторы и мэры вроде бы могут ее и не выполнять. Как и сейчас, далеко не во всех регионах и муниципальных образованиях страны введена также рекомендованная на нынешний год 90-процентная оплата жилищно-коммунальных услуг. В Ярославле, например, она равна примерно 82 процентам, а в среднем по области – около 65. Кое-где эта величина и еще меньше.
Но такая забота (в идеале) возможна только в том случае, когда у местной власти достаточно средств, чтобы возместить предприятиям ЖКХ все то, что те недополучили от населения. А так как идеал недостижим, а денег в бюджетах всегда недостает, то недовольны все: население – качеством услуг, за которые оно каждый год платит все больше; органы власти – тем, что напрямую подчиненные им муниципальные предприятия ЖКХ «смеют» требовать с них деньги в то время, когда...; эти самые предприятия – тем, что от безденежья у них разваливается техника и разбегаются лучшие работники, и потому они даже при желании не могут делать свою работу в полном объеме и с требуемым качеством.
Поэтому очевидно, и все с этим уже смирились, что за выполненную работу и оказанную услугу надо платить. И платить должен тот, кто эту услугу получает. То есть народ.
Беда в том, что у значительной части народа нечем платить! И чем выше уровень платежей, тем у большей доли населения возникают финансовые трудности. Если расходы на оплату жилья превышают 22 процента доходов семьи (таков федеральный стандарт, а в Ярославле действует еще более мягкий норматив – 15 процентов) либо если суммарные доходы семьи ниже прожиточного минимума, то семье полагается так называемая жилищная субсидия. На величину начисленной субсидии уменьшается квартплата. Люди просто не платят этих денег.
А предприятия ЖКХ не получают. И не испытывают радости от того, что где-то выполнена правительственная ре-комендация о введении 90-процентного уровня оплаты населением услуг ЖКХ. Как, например, в Ивановской области. Там в результате повышения уровня платежей оказалось, что 45 процентов населения региона претендуют на субсидии. И получают их (в Ярославской области, для сравнения, меньше 10 процентов). Почти половина ивановского населения (получатели субсидий) оплачивает все равно не 90 процентов стоимости жилья. А полную его стоимость не сможет оплачивать еще большая часть.
Как разомкнуть замкнутый круг, как не ухудшить, а, наоборот, улучшить финансовое положение предприятий ЖКХ после введения 100-процентной оплаты населением их услуг? Ведь только тогда можно рассчитывать на улучшение их работы. Ответ на этот вопрос можно найти в упомянутом постановлении Правительства России. Называется оно так: «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг». Процитированная выше фраза имеет продолжение: «...и к перечислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан».
О проводимом в стране и в Ярославской области эксперименте по введению персонифицированных счетов «Северный край» писал совсем недавно (31 августа, «Монетизация» жилищных льгот?»). В нашем регионе эти счета только-только начали вводить в одном лишь Пошехонском муниципальном округе. И вот принято решение от эксперимента переходить к повсеместному введению таких счетов.
В опубликованном постановлении подробно описываются правила расчета субсидий, причитающихся нуждающимся в них. Но, самое главное, определен механизм получения их и расходования людьми.
Не позднее 31 декабря 2005 года субсидии перестанут быть расчетной единицей и должны превратиться в реальные деньги. Квартплата не будет уменьшаться на величину субсидии. Причитающиеся ее получателю деньги полагается ему и выдать. А он – получатель субсидии, он же – «ответ-ственный квартиросъемщик», то есть тот, на чье имя выписана квитанция на квартплату, – возьмет эти деньги, добавит свои кровные и заплатит за квартиру. Если потратит не по назначению – больше давать не будут, да еще выплаченные прежде могут через суд стребовать обратно. Но изначально – небывало высокая степень доверия государства к человеку. Каждый претендующий на субсидию (для этого надо представить необходимые документы, они все в постановлении перечислены: заявление; выпис-ка из домовой книги; документы на жилье – ордер либо договор приватизации, купли-продажи; справки о доходах всех проживающих; последняя оплаченная квитанция; выписка из лицевого счета; копии документов, удостоверяющих гражданство РФ всех проживающих в квартире; плюс документы, подтверждающие право на льготы, если таковые есть) самостоятельно открывает в любом банке вклад до востребования, куда ему и перечислят деньги. Либо может прямо в заявлении попросить открыть для него такой счет. А если по возрасту, здоровью либо удаленности места жительства от финансовых институтов человек не может пользоваться услугами банка, то можно договориться и о других способах получения денег. Например, с почтальоном, который приносит пенсию.
Очень важно и то, что начислять и выплачивать субсидию будет не орган управления жилищным хозяйством (в Ярославле этим занимаются районные ДЕЗы), а орган социальной защиты населения. Действующий пока еще механизм приводит только к уменьшению поступления платежей в систему ЖКХ. И сами же сотрудники системы, приводящие этот механизм в действие, объективно не заинтересованы в жилищных субсидиях. Поэтому теоретически их можно даже заподозрить в торможении процесса. Теперь такой тормоз невозможен в принципе.
Высока вероятность того, что к моменту введения механизма перечисления жилищных субсидий на персонифицированные социальные счета граждан будет окончательно решен вопрос с «монетизацией» льгот по оплате услуг ЖКХ. Предполагается, что с 2006 года имеющееся у ряда категорий населения право не оплачивать часть получаемых услуг отменят. Стоимость неоплачиваемых услуг будет сосчитана и выплачена льготнику реальными деньгами (видимо, с использованием того же персонифицированного счета), которые он и добавит к своему платежу за квартиру. Только в этом случае будет иметь место действительно «полное возмещение гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг». И тогда производящие их предприятия потеряют право жаловаться на плохое финансирование. В эту отрасль – последний «оплот социализма» в стране – придет рынок со всеми минусами и плюсами. Неэффективно распоряжающиеся поступающими платежами предприятия должны будут уйти. Возможно, появится столь желанная здесь конкуренция. Начнется новый этап реформы ЖКХ. Но населению хуже от него уже стать не должно.
* * *
6. Для получения субсидий граждане... представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление о предоставлении субсидии;
б) документы о составе семьи заявителя;
в) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением;
г) документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии;
д) документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
е) копии документов, подтверждающих право на льготы или компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг заявителя и членов семьи, зарегистрированных совместно с ним по месту постоянного жительства;
ж) копии документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи.
(Из постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг»).