Женщина утомленно прислоняется к стене. Ждет.
– А за что дочь сидит? – спрашиваю я у цыганки.
– Да откуда ж я знаю! Говорят, за наркотики. Да ведь не виновата она – на рынке торговала платками, а ее арестовали. Я к ней приезжала на свиданку, спрашиваю: «Доча, за что тебя?», а она: «Мама, клянусь тобой, я ничего не знаю».
19-летняя Марта уже год находится в СИЗО по обвинению в сбыте героина. Проданного девушкой и ее родственниками порошка хватило бы, чтобы посадить на иглу не одну сотню человек. Когда сотрудники УБОПа задержали преступную группу, Марта была беременна. Теперь за свой проступок она будет отвечать вместе с дочерью: малышка Сандра на свет появилась за решеткой, вчера ей исполнилось пять месяцев.
Конечно, реальность совпадает с историей, рассказанной мне цыганкой, с точностью до наоборот. На самом деле Марта с мужем Николаем, как выяснило следствие, торговали не на рынке и не одеждой, а героином в своем доме на Липовой горе. Тем же занимались и мать Николая, и его брат Иван, и несовершеннолетняя сестра Галина, и двоюродный брат Андрей. Галина уже была судима – убоповцы взяли ее с баночкой из-под витаминов, заполненной героином. Однако дело прекратили, девушке в то время не было 16 лет. Сейчас Галине 17, и вновь ее подвела баночка. Как и ее родственники, она сидит в СИЗО по обвинению в сбыте наркотиков в особо крупных размерах. Оперативники в течение двух месяцев в 2003 году делали контрольные закупки героина по 3 грамма (приблизительно 4 дозы) стоимостью 2100 рублей, расплачивались мечеными деньгами. А 24 сентября прибыли «в гости» к наркодельцам на 2-ю Транспортную улицу и на месте всех задержали. И хотя руки у цыган были испачканы краской – «в зеленке», так же как деньги и наркотики, все наотрез отказываются признавать свою вину и давать показания.
Свидетеля, делавшего контрольные закупки у наркодилеров, допрашивали вчера. В суд девушку сопровождали сотрудники пятого отдела УБОПа.
– Когда мы задерживали Марту, очевидных признаков беременности не было, – говорит один из них, оперативник. – Однако когда узнали, предложили ей сделку: дать правдивые показания в обмен на освобождение. Она отказалась. Я уверен: со свободы ей пришел приказ не давать никаких показаний ни против себя, ни против остальных.
Второй адвокат все не появлялся, и допрос откладывали. Цыгане уселись на ступени, достали термос, еду.
– Фрунзенский район – самый «цыганский», – рассказывает мне оперативник. – Здесь проживает около 85 процентов всех цыган области. Думаете, они честным трудом на жизнь зарабатывают? Вон, смотрите, седой цыган со стаканчиком в руке – у него как-то изъяли более 60 граммов героина, дали четыре года условно. А вот эта девчонка (кстати, очень приличного вида, ухоженная девушка лет 15 – 16. – Авт.) уже шесть раз задерживалась с наркотой, побывала в спецприемнике, но поскольку ей не было 16 лет, приходилось отпускать. Теперь, если попадется, точно посадят.
В толпе был и маленький мальчик, который, по словам милиционера, также родился в тюрьме. Опеку над ним взяли родственники осужденных. Такая же участь ожидает и маленькую Сандру. В ином случае ребенок отправится с матерью на зону отбывать наказание. Конечно, срок Марте скостят в силу смягчающих обстоятельств: ранее не судима, маленький ребенок. Но как бы ни случилось, на совести молодой мамы – человеческие жизни, потерянные в наркотиче-ском угаре.