Эта история началась, как всегда, с благих намерений. Благочинный Любимского района отец Александр Горбунов захотел открыть в своем городе православный центр для школьников. Программу работы с детьми решили позаимствовать в городе Пошехонье, где уже много лет работает центр «Возрождение». Отслужив в воскресенье литургию, батюшка со своей матушкой и шестью детьми отправились в путь. Вместе с благочинным поехал и священник села Пречистого отец Иоанн Грибин, также со своей супругой и тремя маленькими детьми.
Руководителя центра Натальи Прозоровой не оказалось дома, и в ожидании ее оба семейства расположились на детской площадке.
– Когда мой младший ребенок забирался на горку, к нему подскочила собака такса и схватила за ботинок, – рассказывает отец Александр. – Я попытался отогнать собаку, но она не послушалась, тогда я стал искать хозяев. На наши крики из соседнего дома вышла женщина в рейтузах и красной майке и, вместе того чтобы утихомирить собаку, стала требовать от нас... предъявить документы. Я сказал ей: «При чем тут документы, приструните свою собаку, она бросается на детей!»
После этого хозяйка собаки ушла в дом, вышла оттуда уже в форме сотрудника милиции и предъявила удостоверение на имя начальника следственного отдела Пошехонского РОВД Светланы Юрьевны Комаровой. «Ваши документы!» – потребовала она у священнослужителей.
Видя, что дело принимает нешуточный оборот, батюшка сфотографировал удостоверение на цифровой фотоаппарат. Это не понравилось Комаровой. «Сейчас с вами разберутся!» – пообещала она.
Не успели святые отцы моргнуть глазом, как к детской площадке подъехали три милицейские машины и их вместе с женами и детьми стали заталкивать в автомобили. Никакие аргументы по поводу того, что они священнослужители, не помогли. «Священники тоже люди!» – констатировали милиционеры, запихивая в машину матушку Ирину Грибину с грудным младенцем на руках.
В отделении батюшкам учинили настоящий допрос – откуда приехали, к кому, на какой срок, с какой целью.
– Нас обвинили в том, что мы «угрожали убийством собаке, принадлежащей гражданке Комаровой», – вспоминает отец Александр. – Я пояснил милиционеру, который брал с меня объяснения, что я сказал: «Приструните свою собаку», а не «Пристрелю вашу собаку», как написала в заявлении Комарова.
– Обстановка была ужасная, – вспоминает матушка, – дети испугались, плакали, спрашивали: а нас не посадят в тюрьму? Просились то попить, то в туалет, но нас никуда не пускали. Потом нас отправили на освидетельствование Гаврилы, на которого набросилась такса, но следов от укуса не осталось, так как собака схватила его за ботинок. В итоге через три часа дознаватель составил протокол задержания и отпустил нас.
Никто и не подумал извиниться перед священнослужителями и женщинами.
– Мы не знали, что это священники, – говорит начальник Пошехонского РОВД Евгений Борисович Смирнов, – одеты-то они были в обычную одежду. Нам поступил сигнал от нашей сотрудницы, что приезжие люди ведут себя агрессивно, мы выехали по сигналу и разобрались. Вот и все. А собака вовсе не укусила никого, а только залаяла.
– Я доложил обо всем случившемся нашему архиепископу Кириллу, – говорит отец Александр, – он обещал разобраться в ситуации. Сам я решил не писать никаких встречных заявлений на эту женщину. Думаю, что она осознает со временем, что была не права, и покается.
В пресс-службе УВД Ярославской области меня отправили в инспекцию УВД по личному составу. Туда уже поступил сигнал о том, что в Пошехонье произошел инцидент со священством. «В данный момент мы проводим проверку по этому происшествию, – пояснил сотрудник инспекции Ярослав Денисов, – выясняются все обстоятельства случившегося. Предположительно, был факт нарушения содержания домашних животных со стороны сотрудницы Пошехонского РОВД, но окончательные выводы можно сделать только после окончания проверки».
Вот как комментирует случившееся адвокат Павел Кодралев:
– В данной ситуации имело место превышение служебных полномочий со стороны сотрудников милиции. В соответствии с федеральным законом о милиции они не имеют права предпринимать никаких насильственных действий в отношении граждан, не совершивших какого-либо уголовного преступления или административного правонарушения. Законом четко регламентирован порядок применения физической силы и спецсредств. В данном случае не было никакой необходимости для этого, поэтому должностное лицо, отдавшее приказ о насильственной доставке в райотдел священников и их семей, должно понести ответственность за превышение служебных полномочий, предусмотренную Уголовным кодексом РФ. Но для этого потерпевшие должны написать в прокуратуру заявление с просьбой провести проверку законности и обоснованности действий сотрудников милиции.