Он сообщил, что начавшаяся внеплановая проверка использования средств федерального бюджета в Ярославской области в 2001 – 2003 годах была инициирована Госдумой России. Получив программу проверки, утвержденную коллегией Счетной палаты, четверо ревизоров прибыли в Ярославль. Им выделили помещения в областном департаменте финансов.
– В конструктивной обстановке встретились с губернатором Анатолием Лисицыным и его замом Анатолием Федоровым, – рассказал о первом дне пребывания в Ярославле Валерий Гращенков. – Осмотрели центр, набережную, я двенадцать лет не был в вашем городе.
Результаты проверки Счетная палата России должна передать в Госдуму РФ до 1 октября. Весь август контролеры будут работать в регионе. Итогом их деятельности станет подписание официального документа – акта контрольной проверки.
Контролер из Москвы подчеркнул, что речь идет только об анализе расходования федеральных средств (около 2,5 млрд. рублей), но никак не областных денег – на то есть региональная контрольно-счетная палата.
– В сознании части жителей сложилось мнение, что любая проверка Счетной палаты – ЧП для области. Я считаю, что это не так. Тем более, что Ярославская область – донор, и поток федеральных средств не так велик, как во многих других регионах, – заметил Валерий Гращенков.
В дотационные регионы федеральные контролеры ездят как на работу. Но Валерий Гращенков вспомнил, что Счетная палата проверяла Ярославскую область один раз. Пять лет назад анализировалось использование бюджетных ссуд в сельском хозяйстве, и ничего особенного найдено не было.
Валерий Гращенков работает в Счетной палате России 10 лет, с момента создания этого ведомства, провел около 70 проверок. Опыта ему не занимать – успел поработать инспектором комитета народного контроля СССР, завсектором Сибири и Дальнего Востока в контрольном управлении администрации президента.
В Счетной палате 12 аудиторов в ранге министров, причем каждый отвечает за определенное направление. За проверки межбюджетных отношений отвечает аудитор Сергей Рябухин, в его подчинении четыре инспекции, в одной из которых и трудится Валерий Гращенков.
– Я всегда исхожу из презумпции невиновности. Если человек работает, то естественно возникают недостатки субъективного или объективного характера. Если они преднамеренны, мы их называем и просим принять меры. Но главная причина финансовых недос-татков – несовершенство законов, – полагает федеральный контролер.
В практике Счетной палаты бывают и казусы. В ходе проверки использования средств на доставку мазута в одном из северных регионов выяснилось, что часть средств была направлена на ремонт 200 метров трубопровода, по которому перекачивается этот мазут. Формально – это нецелевое использование бюджетных средств, а по-человечески – все сделано правильно, иначе мазут не дошел бы до котельных, – подытожил Валерий Гращенков.