по обязательным платежам в бюджет и денежным обязательствам РФ от него были переданы в управление МНС России по Ярославской области, в котором специально для этого был создан отдел обеспечения процедур банкротства. О кадровом составе нового отдела и его функциях нам рассказала заместитель руководителя налогового управления, советник налоговой службы РФ I ранга Ольга Савиных.
– Ольга Петровна, с момента ликвидации ЯТО ФСФО и до создания нового отдела не было перерыва в работе по ведению процедуры банкротства на предприятиях-долж-никах?
– До передачи нам дополнительных полномочий мы уже взаимодействовали с территориальным органом ФСФО. Прежде чем начать процедуру банкротства, материалы по предприятиям-должникам организация получала от нашего отдела по принудительному взысканию недоимок. У нас в этом отделе мощные кадры, поэтому все функции осуществлялись без перерыва. Именно на его основе и создан отдел обеспечения процедур банкротства. В нем пока работают четыре сотрудника: три наших и один – принятый на общих основаниях из ТО ФСФО. Но в соответствии с приказом министерства о создании отдела в штате может быть 13 человек. Возглавила новую структуру бывший руководитель отдела по принудительному взысканию недоимок Татьяна Копанева.
– Каковы плюсы от передачи функций по ведению дел о банкротстве налоговой службе?
– Очевидные преимущества налоговой службы в том, что мы ближе к информации. Мы имеем, например, балансы предприятий, которые ТО ФСФО получал в органах статистики. А основная масса банкротств предприятий связана с неуплатой обязательных платежей в бюджет, что является предметом рассмотрения налоговых органов.
– Последуют ли какие-либо изменения в процесс введения процедуры банкротства?
– Банкротство предприятия наступает тогда, когда ни оно само, ни продажа арестованного у него имущества не может обеспечить уплату всех налогов в бюджеты. В этом никаких изменений не будет. Если по истечении установленного срока уплаты налог не поступил в бюджет, мы направляем предприятию требование о погашении задолженности в десятидневный срок. Если все остается по-прежнему, применяем принудительное взыскание: выставляем инкассовые поручения на счета предприятия, разложив долг по всем счетам, а также принимаем решение о приостановлении операций по счетам предприятия в банке. Если и эти меры не помогают, то долги взыскиваются за счет реализации имущества службой судебных приставов.
Как и раньше, арест имущества означает начало рассмотрения вопроса о банкротстве предприятия. В ФСФО было межведомственное совещание, которое и принимало решение о подаче заявления в суд на признание предприятия банкротом. Сейчас управление самостоятельно принимает решение о подаче заявления в суд, предварительно объединив требования по денежным обязательствам перед государством других кредиторов (например, таможни, органов по госрезервам, по управлению федеральным имуществом), а также запросив мнение о банкротстве у администраций области и муниципальных образований.
Вместе с тем новых процессов мы сейчас не возбуждаем, а занимаемся только теми, которые уже были раньше, их в арбитражном суде более 600. Дело в том, что разработка правовых актов по ведению процедур банкротства относится к компетенции Министерства экономического развития Германа Грефа, которое должно до 1 августа издать ряд документов. Например, должен быть принят порядок выбора саморегулируемой организации, из которой суд будет назначать арбитражного управляющего; неясно, каким должен быть порядок голосования на собрании кредиторов, как принимать решения по стратегическим предприятиям.
– Какова сумма недоимок предприятий Ярославской области? Будут ли действия налоговой службы к должникам более суровыми?
– Недоимка по налогам и сборам во все уровни бюджетов в течение полугодия находится на уровне 2,5 – 2,6 млрд. руб. Это около 10 процентов поступлений налогов за год. Налоговые органы всегда стоят на страже интересов государства, а уплата налогов является обязанностью, установленной в Конституции. Поэтому еще бывшим министром Букаевым перед нами была поставлена задача по работе с недоимкой: она должна быть взыскана, либо урегулирована (отсрочена) в установленном порядке. А недобросовестный налогоплательщик не имеет права на существование.