Позавчера около половины второго дня воспитанники брагинского детсада «Клубничка» мирно посапывали в своих кроватках. В здании царил тихий час. Воспитатель старшей группы «Черемушки» Лидия Викторовна Логинова тоскливо смотрела в окно. За стеклом лил проливной дождь, порывистый ветер гнул деревья. Внезапно резко потемнело, послышался странный гул, нарастающий с каждой секундой. Вдруг с треском распахнулось окно, и в комнату ворвались ледяные дождевые волны. Лидия Викторовна быстро вскочила на стул и захлопнула ставни. Вновь села на свое место. Успокоилась. Но появилось какое-то странное чувство – будто что-то изменилось.
– А где же липа?! – вдруг воскликнула женщина.
Прямо напротив окна, на месте, где раньше красовалось огромное вековое дерево, ничего не было.
– Что же я, с ума сошла? – вспоминает свои ощущения Лидия Викторовна. – Ведь была же липа – и вдруг нет...
Липа действительно исчезла. И не только она. Восемь деревьев на территории детсада стали жертвой смерча, что пронесся по Брагину. Всего же в районе трехминутная стихия вырвала с корнем 29 деревьев. И так случилось, что в ее эпицентре оказался именно детский сад.
– Я стоял на своем балконе, когда внезапно налетел смерч, – рассказывает Вадим Романович Беркович, слесарь детсада, живущий в соседнем доме. – Я видел, как высокая узкая воронка кружила над пересечением улицы Урицкого и Тутаев-ского шоссе в течение трех минут. С корнем вырывала деревья, чуть не сорвала крышу с девятиэтажки напротив, разбила стекла. Когда наступило затишье, я сразу же побежал в детский сад. В одной из беседок мы обнаружили женщину – она гуляла на площадке со своими двумя детьми, когда налетел смерч. Забившись в угол, мать закрыла своим телом малышей, одному из которых два года, второму – несколько недель. Когда мы ее вывели из беседки, она даже говорить не могла: ее всю трясло от страха.
Трудно себе представить, что случилось бы, окажись на улице в это время воспитанники «Клубнички». К счастью, обошлось без жертв, но вот территория детсада еще вчера напоминала поле битвы. Раскурочены клумбы, от детских песочниц осталась лишь горка песка, металлические спортивные лесенки согнуты пополам, сломаны лавочки. По словам директора детсада Тамары Михайловны Беркович, ущерб тянет тысяч на сто. Самое обидное, что буквально две недели назад работники детсада вместе с детьми и их родителями благоустраивали площадки: красили, строили, сажали цветы и кустарники.
От прошедшего вихря пострадали и соседние территории. В женской консультации, что находится в доме поблизости, ветром вышибло стекло, поранив женщину. Многие дома остались без света из-за упавших на провода деревьев, разбились окна, с грохотом отвалились трубы дождевых сливов, а в квартире № 7 дома № 1 по улице Урицкого после смерча обшивки балкона как не бывало. Но все это, пожалуй, не столь значимо по сравнению с тем испугом, который испытали брагинцы.
– Когда я увидела, как по воздуху летят разные предметы: стекла, трубы, ветки, – страшно испугалась, – делится впечатлениями Антонина Михайловна Зорина, жительница того же дома. – Мой муж стал быстро закрывать окна, а я даже не смогла ему помочь, почувствовала, что у меня отнялись ноги, села на диван и стала пить корвалол. Думала, нас всех сейчас этим смерчем закрутит.
О природе страшного явления мы расспросили инженера-синоптика ЯЦГМС Тамару Васильевну Кривчикову. По словам профессионала, это и не смерч вовсе.
– Явление в Брагине называется мезовихрем. Он длится примерно три-четыре минуты, и надо сказать, что в Центральной России в летнее время такие вещи не столь уж редки. Мезовихрь имеет очень конкретную локализацию. Он возникает при определенных синоптических условиях: когда над районом перемещаются теплые и холодные воздушные массы на фоне пониженного атмосферного давления. Например, вчера с северо-запада дул ветер, температура которого приблизительно 14 градусов, а навстречу ему шел тридцатиградусный поток. Они столкнулись, и возник вихрь. То, что он принял вид воронки, связано с «закрытым» расположением домов в этом районе. Кстати, нечто подобное было замечено в тот же день и в Тутаеве – около лесной зоны.
От смерча мезовихрь отличается площадью захваченной территории и продолжительностью. Настоящий смерч в Яро-славской области прошел в 1984 году. Но по степени разрушения брагинский мезовихрь оказался довольно серьезным – ему можно присвоить оценку 10 баллов (при возможных 12).
Вообще-то, мы живем в довольно благоприятной зоне – не грозят нам ни цунами, ни землетрясения, ни чудовищные оползни. Однако природа – большая выдумщица – преподнесла же сюрприз.