Гараж - никчемная роскошь
Еще совсем недавно наличие гаража, пусть даже железного, считалось довольно высокой гарантией сохранности личного авто и душевного спокойстви яего владельца. Правда, и раньше умыкали автомобили из боксов, но все же, согласитесь, на порядок реже, чем сейчас. Нынче тип замка на бронированных дверях для современного вора не имеет значения. Висячий в момент перекусят, перепилят алмазной пилой или взорвут пятидесятиграммовой тротиловой шашкой. Внутренние замки вскрываются еще легче. Если же открыть замок не получается, то в железном гараже просверливают и выпиливают боковину, а в кирпичном выламывают кирпичи, пролезают внутрь и благополучно открывают ворота. Не так давно на Нефтестрое в охраняемом (!) гаражном кооперативе из железного гаража украли новенькую "семерку" с помощью воришки чуть ли не грудного возраста. Во всяком случае в дырку, проделанную в крыше, не смог после протиснуться... шестилетний внук потерпевшего, бывшего подполковника милиции, между прочим.
Можно привести еще изрядную вереницу фактов, которые подтвердят простую, как реечный гаражный замок, истину: современному вору сложно умыкнуть разве что танк из бетонного бокса образцовой мотострелковой дивизии.
В процессе подготовки материала автор этих строк опросил десятки владельцев ТС (транспортное средство). Оказалось, что примерно лишь 50 процентов хранят свои машины в личных гаражах. Потому что нынче воруют не только машины из гаражей, но и сами гаражи. К примеру, в гаражном сообществе на улице Магистральной из пятидесяти пяти гаражей добрый десяток железных домиков с "ушами" (специально для тросов автокрана) не так давно бесследно исчезли в неизвестном для бывших владельцев направлении.
Вот и выходит, что единственным для автомобилистов спасением сегодня стала охраняемая автостоянка.
Без шума и пыли...
Автостоянки по этой причине в Ярославле в последние годы размножаются как кролики - в геометрической прогрессии.
Злые языки даже судачат, что владельцы автостоянок с целью усилить приток клиентов материально поощряют... воров, наводящих шороху в частных гаражах.
Но мы, конечно, в эти слухи не верим. По неполным данным, в Ярославле уже свыше 100 автостоянок. И по ночам все забиты под завязку. Но возникает вопрос, а являются ли сами автостоянки, которых в городе словно вшей в шерсти дворового пса, надежными гарантами сохранности оставленных на временное хранение под открытым небом автомобилей? В Кировском районе на сегодняшний день имеется двадцать автостоянок. И вот, по словам старшего оперуполномоченного отдела уголовного розыска Кировского РУВД Олега Паутова, который занимается в том числе и раскрытием преступлений, связанных с угонами автомобилей, только с автостоянки возле кинотеатра "Родина" в течение года были угнаны четыре легковые машины. Все потерпевшие заявили об исчезновении авто в милицию и теперь терпеливо ожидают результата поисков. А вот объяснения сторожей этой автостоянки в связи с угонами наивны, как взгляд ребенка на мешок с подарками Деда Мороза: дескать, "пришел мужик, сел в свою машину, завел ее и уехал". Этим секьюрити и в голову, видно, не приходит, что специалисты за минуту могут завести запертую чужую машину. Между тем, по словам милиционеров, опытный вор ворует именно днем.
Сыщики считают, что нередко кражи провоцируют сами автовладельцы, которые на ласковый вопрос сторожа автостоянки, вам, дескать, нужна квитанция, стыдливо от нее отказываются, оставляя дорогую машину, по сути дела, на произвол судьбы.
По гроб не забуду состояние крайней неловкости и беспокойства, когда нынешним летом оставил машину на платной стоянке, заплатил 30 рублей за услугу хранения, а вот квитанцию не взял. Не хотелось, видите ли, оскорблять сторожа недоверием. Тем более что всего-то лишь переночевать нужно было "жигуленку"... Хорошо помню, в каком мерзопакостном настроении после практически бессонной ночи и активного "пиления" супругой шел я на стоянку рано утром. Ведь мне абсолютно нечего было предъявить сторожу - даже клочка бумажки в виде квитанции у меня не было. Конечно, имелись ключи от машины и документы на нее. Но разве не рисковал я услышать от сторожа в ответ на протянутые документы фразу:"Лично я вас в первый раз вижу. И вашего автомобиля у нас нет и не было"? И что дальше прикажете делать? Рвать волосы на голове? Бежать в милицию? Бить физиономию вдруг утратившему память дежурному? Поистине "без бумажки ты букашка...". Повторяю: здесь мы сами виноваты. Но бывает и так, когда и наличие"бумажки" не ограждает от нешуточных забот и хлопот.
Давать умейте сдачи...
Вот какая история случилась не так давно в Санкт-Петербурге.
Житель северной столицы Сергей оставил свой автомобиль "Ауди-А6" на одной из охраняемых платных автостоянок в Красногвардейском районе города. Неизвестные преступники забрались в салон машины и вытащили оттуда все, что смогли, не побрезговали даже панелью приборов. Независимые эксперты оценили ущерб в 102 тыс. рублей. Поскольку в свое время владелец иномарки проявил предусмотрительность и застраховал машину, компания оплатила пострадавшему весь ущерб. Однако страховщики в свою очередь обратились с регрессивным требованием к автостоянке возместить эту сумму. Стоянка отказалась платить на том основании, что, дескать, владелец машины не заключил с ними договор о хранении автомобиля. Но не менее упертыми оказались и страховщики, которые посчитали, что само наличие квитанции об оплате стоянки уже является свидетельством о заключении договора хранения, и обратились в арбитражный суд. И доказали, что с момента оплаты клиентом услуг автостоянки и получения им соответствующей квитанции об этом между ним и автостоянкой фактически начинает действовать договор о хранении. Ибо в соответствии с правилами оказания услуг автостоянками, утвержденными постановлением Правительства РФ № 795 от 17 ноября 2001 года,"автостоянка - это здание, сооружение или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения автомототранспортныхсредств". То есть автостоянки должны оказывать потребителю (автовладельцу в данном случае) услуги именно по ответственному хранению автомототранспортных средств.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга на основании рассмотренных документов признал претензии истца к автостоянке обоснованными. И хотя наше законодательство и судебная система в принципе не являются прецедентными, тем не менее рассмотрение похожих дел всегда производится с оглядкой на прошлые решения. Так что есть надежда, что в дальнейшем могут быть выиграны в суде и другие подобные дела.
Ясно, что владельцы автостоянок от такого поворота дел не в восторге. И постараются, дабы не нести колоссальные убытки, найти "прием против лома". К примеру, взять да подсунуть клиенту договор, в котором будет указано, что, дескать, услуга хранения машины не предоставляется...В принципе закону это не противоречит. Хотя иначе как "безответственным" со стороны стояночников такой "договор" назвать нельзя.
Островки надежности
Радует, что далеко не все владельцы ярославских автостоянок думают лишь о собственной (а не клиента) безопасности. Например, на стоянке ЧП Олега Трофимова договор заключается не только пожеланию клиентов, но также и по настоянию администрации. В пункте 6.3 черным по белому написано: "Исполнитель отвечает за утрату, порчу, уничтожение транспортного средства, принятого на хранение". Правда, есть одна оговорка: "...если исполнитель не докажет, что утрата, порча, уничтожение ТС произошли вследствие непреодолимой силы или свойства ТС, о котором исполнитель, принимая ТС на хранение, не знал или не мог знать". То есть имеются ввиду землетрясение, наводнение, оказавшаяся в машине взрывчатка и т. д. Пару лет назад на стоянке на площади Труда загорелась машина в тот момент, когда ее владелец находился на представлении в цирке. Произошло замыкание в электропроводке. Кого тут винить? На автостоянке Олега Трофимова просто настаивают на том, чтобы автовладельцы (особенно машин, следующих транзитом, или дорогих иномарок) обязательно заполняли талон-квитанцию с описанием всех "тактико-технических" данных автомобиля (номер шасси, марка машины, ее цвет и т. д.) и состояния внешнего вида на момент, когда клиент забирает машину и уезжает со стоянки.- Мы просим клиента удостоверить своей подписью фразу"претензий не имею", - говорит бригадир охранников Валерьян Михайлович. - А то бывают случаи, когда клиент забрал машину, завернул за ближайший угол и поцарапал бок, бампер. Быстренько возвращается и предъявляет претензии. В этом случае талон-квитанция, подписанная клиентом, своего рода наша охранная грамота...Так что, оказывается, работать по закону выгодно не только клиенту, но и хозяину автостоянки. Ну а если машина все же пропала, воспользуйтесь опытом питерских страховщиков.