В глобальном финансовом эксперименте с разной степенью успеха над своими более доверчивыми соотечественниками участвовали ушлые, расторопные, как половые в дореволюционных ямщицких трактирах, руководители и многочисленные сотрудники почти 400 (!) компаний. А если быть скрупулезно точными, то на сегодняшний день вычислены и официально включены в так называемый общероссийский черный список 376 воровских «пирамид». Кстати, в те лихие перестроечные времена, когда вожделенный миллион казался, подобно перезревшей тыкве в огороде, вполне досягаемым для каждого, кто способен хоть чуть-чуть подсуетиться, названия этих самых финансовых структур россияне знали все поголовно, от грудничка до аксакала, благодаря водопадному напору рекламы. Лично был свидетелем сцены, когда мамаша на даче, видимо истощив весь наличный запас колыбельных песенок, тихо напевала, покачивая на коленях младенца: «Спи малютка... «Властелина», МММ и «Селенга»... Подопытный отпрыск закатил глаза и засопел на четвертом или пятом повторе. Усыпив бдительность миллионов взрослых россиян, незадолго до этого официально ограбленных правительством Гайдара, расплодившиеся, как колорадские жуки, «финансисты» пожирали последние сбережения из наших с вами кошельков. Но кто из облапошенных шулерами 90-х назовет нынче навскидку, так сказать, хотя бы десяток тех «кумпаний», неутомимо пикировавших на скудные наши сбережения, нередко и «гробовые».
..
Защита потерпевших... малыми дозами
Первого апреля сего года довелось побывать в «командировке» на четвертом этаже здания по улице Чехова, 5, в Ярославле. Беседовали с десятком-другим бывших вкладчиков (в основном это пенсионеры), пришедших сюда за компенсацией. Кто-то узнал о возможности получить деньги, некогда умыкнутые у них жизнерадостными, розовощекими «хопер-инвестами» всех мастей, либо от знакомых, либо во время разговора в электричке или автобусе, из других случайных источников. Ведь широкой, разветвленной информации о созданном в России Федеральном общественно-государственном фонде по защите прав вкладчиков и акционеров и проводимых в стране (согласно еще указу Президента РФ за № 1157 от ноября 1995 года) компенсационных выплат из госсредств в нашем родимом государстве, согласитесь, не было.
А между тем начиная с 1998 года компенсации в России получили свыше 700 тысяч человек на общую сумму около 450 млн. рублей. Но эта вроде бы внушительная с виду сумма на самом деле – капля в море. Грабили-то ведь попавшие позже в черные списки сотни финансовых компаний соответственно по-черному!
Проводить выплаты компенсаций в нашей области уполномочено ГУП «Ярославский удостоверяющий центр». Если абстрагироваться от каждой конкретной человеческой фигуры и сосредоточить внимание на итоговых цифрах и фактах, то картина получается более или менее благостная. В самом деле, с 1998 года, когда начались выплаты компенсаций сначала ЯРОБом (Ярославский областной общественно-благотворительный фонд), а затем (с 2002 года) и ГУП «Ярославский удостоверяющий центр», то есть почти за шесть лет, было «отоварено» 10223 обманутых ярославца-вкладчика на сумму чуть более 5 млн. рублей.
С другой стороны, ведь это всего по пять сотен на брата. Хорошо, конечно, что начатая работа по компенсационным выплатам не прекращается. К примеру, с декабря прошлого по май нынешнего года сотрудниками удостоверяющего центра направлены списки в Федеральный фонд на предмет производства по компенсационным выплатам, в которые вошли еще почти 1900 ярославцев.
Из бесед с облапошенными вкладчиками становится ясно: многие из них полагают, что за их неосуществленное стремление в недалеком прошлом стремительно разбогатеть должно всей своей административной и финансовой мощью отвечать родимое государство. Дескать, нас «эмэмэмили» и «хоперили» при твоем, государство, молчаливом попустительстве, значит, ты и должно ответить за то, что нас всех сильно ударили рублем.
Внесем ясность. На самом деле Федеральный фонд по защите вкладчиков и акционеров, который квартирует в южном корпусе городка имени Баумана в Москве, не является правопреемником недобросовестных финансовых структур, действовавших в России, и не использует средства этих компаний на выплату компенсаций. Точно так же фонд не уполномочен выступать в качестве «ищейки», то есть подменять правоохранительные органы. ФОГФ по защите прав вкладчиков и акционеров компенсирует понесенный ими ущерб из госсредств. Поводом для защиты прав является личное заявление вкладчика.
Все ли входят в понятие «все»
До сравнительно недавнего времени федеральный фонд брал под опеку довольно узкий круг «попавших на деньги» вкладчиков – инвалидов и участников войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, блокадников и некоторые другие категории. Однако к осени прошлого года капитал, которым управлял фонд, перевалил за 2 млрд. рублей.
– И тогда решением попечительского совета фонда от 30 октября 2003 года было утверждено новое положение о компенсационных выплатах. Согласно ему право на получение компенсации появилось у всех граждан РФ, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках, – пояснил и. о. директора ГУП «Ярославский удостоверяющий центр» Владимир Демчук.
Здесь надо разобраться. К примеру, в том, кто же входит в понятие «все».
Введенное осенью прошлого года от избытка средств новое положение трактует, что помимо фронтовиков и узников право на компенсацию имеет пострадавший от финансовых шулеров гражданин РФ, а также его вдова (вдовец), дети-инвалиды, у которых умерли вкладчики-родители, так и не ставшие миллионерами, а также родители погибших в локальных военных конфликтах на территории СССР и других государств, в том числе в Северо-Кавказском регионе на стороне федералов... Но ведь это далеко не все наследники прогоревших вкладчиков! А как, например, быть с сыном или дочерью (пусть даже они не инвалиды), которых сделали нищими азартные родители? То есть наследники, которым нечего наследовать от предков, разве не являются реально пострадавшими? Но им компенсация не положена.
Разговор о сумме выплат счастливчикам – тоже не в пользу бедных, прямо скажем, поскольку размер компенсируемого ущерба – это деньги без учета процентов по вкладу и пеней, к тому же за вычетом выплат, произведенных компанией, ликвидационной комиссией, судом и т. д. Вот и получается, что вкладчик оказывается чуть ли не последним в очереди за компенсацией. Отсюда и жалкие копейки «в сухом остатке».
Сколько раз приходилось слышать в тех самых компенсационных очередях в сердцах брошенные стариками фразы: «Лучше бы вовсе не затевали ничего с выплатами, чем унижать людей беготней по кругу за жалкими грошами...»
Сильное заявление. Требует расшифровки. К примеру, чтобы получить рублей 200 – 300 за погибшего в столкновении с боевиками сына, родители должны предъявить свидетельство... о рождении погибшего, затем – о смерти, потом взять справку в военкомате, подтверждающую, что сын погиб в бою.
Да после одного только сбора этих справок потребуется медицинская реабилитация уже для самих родителей покойного сына.
По обе стороны «баррикад»
Конечно, некорректно винить во всем этом конкретных работников, например, того же Ярославского удостоверяющего центра. Лично мне пришлось быть и по эту, и по ту сторону «баррикад». С утра до вечера сидят на оформлении выплат две женщины – бухгалтер и сотрудница – в тесноватом помещении, в двух шагах за хлипкой дверью, готовой, словно переборка в трюме рыбацкой шхуны, рухнуть в любой момент под напором гроздьев народного гнева.
– Мы здесь ко всему прочему являемся еще и заложниками почти тотальной неосведомленности большинства граждан, по сути, идущего в стране с 1998 года компенсационного процесса, – говорит бухгалтер ГУП «Ярославский удостоверяющий центр Алла Краснова. – Люди костерят обидевшие их компании, не понимая, что те напрямую уже не несут ответственности за компенсации, что выплаты производятся из государственных средств. Сетуют на волокиту. Но ведь мы не можем перепрыгнуть через сложную, требующую времени и перепроверок процедуру признания статуса обманутого вкладчика. Делается это через Москву.
По словам Аллы Федоровны, в этом году федеральный фонд перевел в Ярославскую область компенсационных денег менее чем на 900 человек из числа подавших заявление... в прошлом году.
– Нашим работникам помимо основных обязанностей приходится подолгу растолковывать пенсионерам и про пени, и про проценты, которые были обещаны теми, кто их в свое время нагрел, – заступается за подчиненных и. о. директора В. А. Демчук. – Деликатно, аккуратно, чтобы не вызвать эмоциональную бурю, разъясняем обобранным вкладчикам, что делегируемые Москвой суммы – это не возврат долгов от лица тех самых финансовых компаний, а именно компенсация, то есть что-то вроде матпомощи...
– Владимир Александрович, сколько примерно обманутых вкладчиков наберется по Ярославской области?
– Тысяч 70 примерно. Подчеркиваю, не граждан, а именно вкладчиков, поскольку многие состоят акционерами 5 – 10 компаний.
– Сложно ли стать «потерпевшими»? Ведь что требуется: заявление, подпись под ним, и все?
– Все не так просто на самом деле. Надо еще доказать право на предоставление вам выплат. Взять хотя бы пресловутый «Кондор». Эта птица вообще без лицензии «клевала» миллионы. Позже кондоровцы переоформились на «Жизнь». У 30 процентов вкладчиков остались полисы, на которых даже отметки «Кондор» нет. А поскольку «Жизнь» пока не вошла в число компаний, за которые производятся выплаты, то ее вкладчики остались без компенсации. Многих выручает решение суда в их пользу. Но ведь далеко не все подавали на своих обидчиков в суд.
– Так что придется нам при содействии юриста доказывать, что «Кондор» и «Жизнь» – это одно и то же, – вступает в разговор бухгалтер Краснова. – Случается, что вкладчик принес полис с отметкой «Жизнь», а в решении суда фигурирует «Кондор». «Кондор» в черном списке, а «Жизнь» – нет. Как быть? Приходится отправлять в Москву два документа с приложением решения суда.
Есть и другие сложности.
– Страховые компании, например, как вид деятельности пока федеральным фондом в список не включены, поскольку этим правом обладает только попечительский совет фонда, – говорит Демчук. – Никто другой – ни правительство, ни суд – сделать это не могут, так как страхователи живут и работают в соответствии со своим уставом.
– А знаменитый Пушков со своим ЯСА?
– По Пушкову должно быть решение арбитражного суда. Но его еще нет. Кстати, по нему ликвидационная комиссия работала несколько лет.
– Владимир Александрович, вкладчики нередко задают сам по себе напрашивающийся вопрос: дескать, почему одни компании включены в перечень, держателям акций которых решено выплачивать компенсации, а другие – нет?
– Включены те, у которых не было лицензии, то есть бесконтрольные, а также те, на которые были заведены уголовные дела, что привело к отзыву лицензий. А что касается структур, которые лопнули по себе (по собственной ли дурости, некомпетентности или вследствие авантюрности руководителей) если их и включат, то лишь в самую последнюю очередь. Если деньги найдутся.
Не наступить бы на старые грабли...
Как нам объяснили, рядовой вкладчик должен четко осознавать, что выплаты, пусть мизерные и запоздалые для многих (ушедших, например, в мир иной), это – своеобразная компенсация морального вреда со стороны государства, но не восполнение материальных потерь. Кстати, не надо забывать, что у государственного фонда финансовые возможности ограничены, поскольку он постоянно не подпитывается из бюджета. Фонд живет от оборота денег, которые когда-то из бюджета были выделены именно на эти цели.
Кстати, в этом году ожидается более солидный компенсационный пирог – что-то около трех миллионов. Значит, чуть богаче станут обманутые, особенно те самые социально незащищенные, для которых государственные компенсационные помочи – это, по сути дела, помощь последней надежды.
Валерий ПРОХОРОВ,
бывший вкладчик БД «Апостол» и Региональной продовольственной компании.
P.S. Когда материал уже был готов к печати, редакция получила следующее официальное сообщение. Администрация Ярославской области и ГУП «Ярославский удостоверяющий центр» сообщают, что в соответствии с решением Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров увеличен размер компенсационных выплат вкладчикам – ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, их вдовам (вдовцам) до 5 тыс. рублей (с учетом ранее полученной 1 тыс. рублей).
Перерегистрация производится с 16 июня каждую среду с 10 до 16 час. (обед – с 13 до 14 час.) по адресу: 150054, Ярославль, ул. Чехова, 5, 4-й этаж. Копии документов можно выслать почтой.