- Всего по Рыбинскому водохранилищу, - отметил природоохранный прокурор Олег Виноградов, - за прошлый год выявлено 2900 браконьеров - это вдвое больше, чем в 1999 году. У нарушителей изъято полторы тысячи сетей и бредней, 745 тысяч рублей взыскано штрафов, на 225 тысяч поданы иски в суд.
В нынешнем году, по мнению заведующего лабораторией Института биологии внутренних вод РАН Юрия Герасимова, ситуация с катастрофически низким уровнем воды зимой спровоцировала хищнический лов рыбы в еще больших масштабах.
Из-за летней жары и засушливой осени уровень воды упал в Рыбинском водохранилище со 101,7 метра летом до 97,7 метра к январю. В конце декабря рыба стала перемещаться навстречу притоку воды с центрального плеса в более высокие русловые участки Волги, Шексны и Мологи. Из-за оттепелей рыба пошла в русла малых рек, где в верховьях вскрылся лед.
В январе ударили морозы, в низовьях речек их устья по всему периметру водохранилища промерзли до дна - и рыба оказалась в ловушке. Вот тогда тысячи любителей подледного лова и ринулись буквально вычерпывать кто чем мог лещей, судаков и щук из прорубей. Причем если в Волжском плесе почти весь улов состоял из малоценной плотвы, то в Мологском до 40 процентов улова давал мелкий (до 30 сантиметров) судак.
- Такая молодь вообще не должна вылавливаться, - заявил ихтиолог-исследователь, - это отрицательно скажется на запасах рыбы. Наблюдались нынче и другие неприятные симптомы. Крупного рыбинского леща вытесняет мелкий, созревающий за 2 - 3 года. Если раньше деградацию водных обитателей целиком относили на промышленные и бытовые стоки, то теперь главный бич - неконтролируемый вылов.
Тревогу за молодь судака, щуки и леща разделяет ихтиолог Дарвинского заповедника Николай Зеленецкий. Но в то же время он внес долю оптимизма в мрачные прогнозы ученых из Борка. Николай Михайлович отметил, что молодого судака из центрального плеса нынче в Мологу шло очень много. В этой реке уже 20 лет не было подобных уловов, что говорит о хорошей тенденции роста новой популяции самой ценной рыбы водохранилища. Через 2 - 3 года, если этому судаку дадут дорасти до промысловых размеров, в Рыбинском море его станет довольно много. И нерестилищ для этого хватит. Зеленецкий предложил ради сохранения популяции запретить сети с ячеей меньше 40 миллиметров.
Рыбаки-частники и руководители промысловых предприятий требовали также запретить дешевые китайские сети из лески, которыми, как правило, пользуются браконьеры. Снасти эти в десять раз дешевле рыбацких капроновых сетей. И любители легкой наживы, вынув добычу, уже не обременяют себя выемкой неводов. В брошенных сетях гибнет рыба. Ими опутаны прибрежные заводи и омуты. Во время штормов они отрываются от поплавков и тонут, губя донных обитателей. Но в "Верхневолжрыбводе" считают, что запреты пользоваться такими сетями и торговать ими будут незаконными.
Не обошлось и без острых дискуссий. Конфликтную остроту пытались внести представители Вологодской и Тверской областей, утверждавшие, что ноябрьское распределение квот на вылов рыбы управление "Верхневолжрыбвод" установило в пользу ярославцев. В предыдущие годы якобы пропорции вылова были более выгодными для них.
Но в итоге обсуждения результатов зимнего лова начальник управления "Верхневолжрыбвод" Николай Прокофьев и главный специалист управления Светлана Орлова представили нашим соседям убедительные доказательства, что тверичам и вологодцам квоты выделены даже больше, чем их прошлогодний учтенный улов, и пропорциональны тем акваториям областей, которые они занимают на море.
В принятом советом решении установлены ограничения на лов рыбы в весенний нерестовый период и на значительную часть лета вплоть до августа для восстановления рыбного поголовья после интенсивного зимнего лова и заморов.