В России, как известно, две беды – дураки и дороги. Значит, в транспорте по России эти беды едут вместе. «Российская газета» сообщает: за январь – июнь 2002 года произошло около 1700 ДТП с участием иностранных автобусов, свыше 60 процентов которых случились из-за их плохого технического состояния. Как правило, речь идет об автобусах со сроком эксплуатации более 10 лет. Под колесами старых «Мерседесов», «МАНов» и автобусов других марок погибли 326 человек, искалечились более двух тысяч. В позапрошлом году эта статистика лучше не была: 3621 ДТП с участием автобусов зарубежного производства, жертвами которых стали 795 человек, а 4601 человек получили ранения различной степени тяжести. Сотрудники ГИБДД считают, что основной причиной аварий с участием импортных автобусов становятся их техническое состояние и невозможность нормального техобслуживания. Многие автопредприятия в регионах стараются приобрести машины, ресурс которых практически выработан, только потому, что они стоят дешевле новых отечественных автобусов. Исчерпавшая ресурс техника особенно опасна на дорогах – и подобная экономия в конечном счете обходится дорого.
* * *
Далеко не все московские маршрутные такси безопасны, а хозяева коммерческого транспорта находятся в неладах с законом, пишет «Московский комсомолец». К такому выводу пришла специальная комиссия, в которую вошли транспортные чиновники и сотрудники ГАИ. Сколько фирм занимается в Москве коммерческими перевозками, доподлинно неизвестно. В одном только Южном округе, с которого началась ревизия, таких предприятий насчитали 23 – и ни одно из них не удовлетворило строгую комиссию. У метро «Каширская» автобусам негде припарковаться и развернуться: все стоянки оккупировали маршрутки. Их водители ведут себя агрессивно, без конца «подрезают» другой транспорт. В каждой маршрутке должно быть два льготных места. Но на самом деле редко кто сажает в свое большое такси даже одного «бесплатного» пассажира. Немалая часть машин выходит на линию только в часы пик. В остальное время они «в отстое»: зачем маршрутку зря гонять и бензин жечь? Хотя должны ездить регулярно. А самые деловые коммерсанты напихали в салоны по 2-3 дополнительных сиденья, нарушив все нормы безопасности. Такая перестройка увеличивает риск покалечиться во время аварии, неудачного поворота или резкого торможения. Не говоря уж о том, что некоторые машины давно не проходили осмотр и разваливаются на ходу. От этого бизнеса владельцы фирм получают черный нал, даже особенно не маскируясь, потому что водители нечасто выдают пассажирам билеты. А привлечь предпринимателей к серьезной ответственности все равно нельзя: у маршруток в Москве до сих пор нет четкого статуса (непонятно, общественный это транспорт или как?) А значит, нет и четких обязанностей.
* * *
gk_i
В благополучной стране Финляндии (кстати, бывшей провинции Российской империи) транспорт работает как часы и в строгом соответствии с законом, рассказывают «Известия». Допустим, напряженный рабочий день закончился, на улице мороз, но человек садится в такси, в машине тепло, играет негромкая музыка. Можно расслабиться. Однако когда пассажир достает кошелек, таксист заявляет, что к показаниям счетчика неплохо бы добавить еще процентов десять: за прослушанную музыку. Потому что Верховный суд Финляндии постановил, что водители такси обязаны выплачивать авторские отчисления (роялти) за музыку, которая играет в их машинах в присутствии пассажиров. Даже за радио таксистам придется платить примерно 20 долларов США в год. Финские таксисты обиделись, конечно, и заявили, что вообще выключат всю музыку. Но вряд ли это убедит Верховный суд. Ведь ему еще предстоит рассмотреть иск финского общества защиты авторских прав к двум церквям, которые отказались платить за трансляцию церковных гимнов. Очень жесткие нравы в этой северной стране.