В службе медико-психологической помощи работают шесть человек. Психологи действуют под псевдонимами. Адрес службы засекречен. Это сделано для безопасности сотрудников.
– Целый день не отходить от телефона очень тяжело, – вздохнула одна из психологов-консультантов, – но люди, звонящие нам, должны быть уверены, что в любой момент они могут получить квалифицированную помощь.
Больше всего звонков во второй половине дня, когда люди приходят с работы. Возраст звонящих – от 9 до 70 лет, но чаще всего в службу обращаются люди среднего и пожилого возраста.
– Большинство наших клиентов – женщины, – отметил Евгений Борисович Андреев, заместитель директора службы медико-психологической помощи, – но это вовсе не значит, что у мужчин меньше проблем. Просто, мужчины менее охотно делятся своими переживаниями. И именно среди мужчин суициды происходят чаще.
Основная проблема, волнующая людей, – семейные взаимоотношения. На втором месте – любовные проблемы. И наконец, неуклонно растет число граждан, которые просят помочь выйти из негативной ситуации, связанной с алкоголем и наркотиками.
– Конечно, мы стараемся помочь всем. Но наши попытки не всегда эффективны, – признался Евгений Борисович. – На данный момент у нас нет кабинета психологической помощи, куда мы можем пригласить людей. Правда, если мы понимаем, что в данной ситуации нельзя оказать полноценную помощь по телефону, мы направляем человека в психотерапевтические службы города. Но там очередь на месяц вперед.
– А если проблема неотложная?
– Наверное, именно поэтому и бывают повторные суициды – человеку не смогли помочь вовремя.
В Ярославле есть и телефон доверия для подростков, работающий в рамках программы волонтерского движения «От сердца к сердцу». На телефоне дежурят подростки-волонтеры. Им по 15 – 17 лет. Они учатся в школе, как и их ровесники, но два часа в день – с 15 до 17 (время работы телефона доверия для подростков) – они помогают своим сверстникам решать проблемы, неизбежно возникающие в период взросления.
– Кое-кто полагает, что подростки-волонтеры – это, дескать, несерьезно. Но они лучше понимают проблемы своих сверстников. Да и люди, нуждающиеся в помощи, доверяют юным телефонным спасателям больше, чем взрослым психологам-консультантам, – считает Ирина Гидионовна Ширяева, руководитель отделения диагностики и консультирования центра помощи детям «Доверие».
Ясно, что первому встречному столь ответственное дело не доверишь. Все подростки, желающие работать консультантами, проходят специальное обучение в течение года. Сейчас в центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям на телефоне дежурят наравне со взрослыми пять школьников-волонтеров.
Что же беспокоит, волнует современных подростков? Самая большая «головная боль» возникает на почве взаимоотношений с противоположным полом. 42 процента звонящих интересует именно эта проблема, 13 процентов абонентов волнуют сложности в общении с родителями. Почти стольким же нужна справочная информация о работе кабинетов психологической помощи. Если консультанты чувствуют, что телефонный разговор никак не поможет собеседнику, позвонившего приглашают на очную консультацию. Здесь над «неразрешимой» проблемой работают опытные психологи.
Сотрудники центра экстренной психологической помощи и телефона доверия для подростков нередко сталкиваются с откровенными розыгрышами.
– Людям нечем занять свободное время – вот и звонят. И они не понимают, что именно в это время до нас не может дозвониться человек, которому действительно нужна помощь, – устало улыбнулась Ирина Гидионовна. – Впрочем, нередко за розыгрышем прячется реальная проблема. Поэтому даже явно вымышленные ситуации мы обсуждаем абсолютно серьезно.
В консультативном центре помощи детям «Доверие» я познакомилась с Ниной. Ей, как и мне, 15 лет. Она работает волонтером первый год.
– Ты ощущаешь важность своей профессии?
– Да, конечно. Я чувствую, что нужна кому-то.
– Какими качествами, по-твоему, должен обладать психолог-консультант, работающий на телефоне доверия?
– Психолог-консультант прежде всего должен уметь выслушать человека. Внимательность, чуткость, способность видеть несколько выходов из сложившейся ситуации, наверное, это главные качества, которые необходимы при такой специфической работе с людьми.
– Что, по-твоему, важнее для позвонившего человека: чтобы его просто выслушали или чтобы ему дали практический совет?
– Мы стараемся воздержаться от советов, помогаем разобраться в ситуации, а затем человек должен сам принять решение. Иногда ему нужно просто выговориться, выплеснуть накопившееся.
– Что, на твой взгляд, следует изменить в работе телефона доверия?
– Хотелось бы, чтобы больше людей участвовало в этом деле. Это действительно важно. И еще, чтобы телефон доверия работал не два часа в день, а круглые сутки. И, конечно же, было бы хорошо, если бы на телефоне дежурили опытные психологи, специализирующиеся на проблемах подростков.
– Если выйдет эта статья, то, возможно, ее прочитают люди, которым необходима ваша помощь. Что бы вы хотели им сказать? – спросили мы у И. Г. Ширяевой.
– Звоните! Мы вам поможем!
Беседовала
Елена КОСТЮЧЕНКО, ученица 10-го класса межшкольного учебного комбината Кировского района, внештатный корреспондент «Северного края».