Такую картину можно наблюдать на всех уличных мини-рынках. Зимой - снег, летом - дожди, придорожная пыль. Атмосферные осадки и перепады температур неблагоприятно отражаются на качестве товаров и продуктов.
Назад, к "дикому" рынку
Вышедший в начале 90-х указ Президента РФ о свободной торговле словно плотину прорвал. Когда стало можно торговать везде, где хочешь и чем хочешь, кроме разве что оружия и наркотиков, города начала захлестывать стихия уличной розничной торговли. В пик безработицы люди, оказавшиеся на улице, хлынули за прилавки, в киоски, в расплодившиеся в ту пору так называемые "кубики Рубика". Бывшие заводские рабочие, учителя, инженеры понятия не имели о правилах и культуре торговли, а потому работали в новой сфере, как Бог на душу положит. С них никто и не спрашивал, ведь в Ярославле не было тогда органа, контролирующего торговлю. Немыслимый ассортимент промышленных товаров и продуктов питания выплеснулся на уличные прилавки. В советское время продавать на улице, скажем, обувь или кофточки, которые требовали примерки, было запрещено. Выставлять под палящие лучи солнца или в мороз майонез, сыр, масло, яйца никому бы в голову не пришло, да и правила торговли строго-настрого запрещали это делать. Теперь можно стало работать за прилавком с грязными руками, в грязной одежде, и даже с сигаретой в зубах. Доходило до полной дикости: на одних весах взвешивали колбасу и тут же сырое мясо, рыбу.
Однажды я столкнулась на Толбухинском рынке с такой ситуацией. Продавец взвешивала сыр грязными руками, и черные отпечатки пальцев оставались на сыре. Проверял ли кто в ту пору у них наличие книжек медосмотра?
Заслон беспределу
С появлением закона РФ "О защите прав потребителей" и комитета по защите прав потребителей мэрии Ярославля началось окультуривание улично-розничной торговли. А объемы ее ни много ни мало - 12 рынков, в том числе 8 муниципальных и 33 частных мини-рынка, где работают 12 тысяч человек.
- Мы давно осуществляем контроль за рынками и мини-рынками, - рассказывает Валентина Небренчина, председатель комитета по защите прав потребителей. - Но весь прошлый год, например, проводили еще и консультации для предпринимателей и продавцов. Не отказываем мы и потребителям, по ходу дела разрешаем кофликтные ситуации. При проверке торговых точек смотрим, какие есть нарушения. В основном это отсутствие информации о продавце (изготовителе), неправильное оформление ценников, отсутствие маркировки на товарах, продажа товаров с истекшим сроком годности, отсутствие документов, подтверждающих безопасность товаров, а также обвес и обсчет.
Особо пристальное внимание мы уделяем продовольственным товарам. Есть продукты, на которые санитарными нормами установлен определенный температурный режим. Если температура выше или ниже нормы, торговать нельзя. Тем не менее, и в жару, и в мороз торгуют и яйцами, и майонезом. Проконтролировать всех торговцев невозможно, не поставишь же рядом с каждым проверяющего.
- Валентина Иннокентьевна, а как обстоят дела с Толбухинским рынком. О нем постоянно ходят какие-то нехорошие слухи. Вот недавно, перед Новым годом, одна моя знакомая зашла купить колбаски на праздник. Так и ушла ни с чем: на прилавках лежала промерзшая, замороженная вареная колбаса. И запах гнили в мясных павильончиках отшибал всякое желание что-либо купить.
- Раньше отсюда, действительно, было очень много жалоб, больше, чем со всех остальных рынков, вместе взятых. В последнее время поток их уменьшился, но нарушения все же имеются: продажа товара без согласования с органами санэпиднадзора, с истекшими сроками годности на неповеренных весах.
Щука из канализационных стоков
Мне довелось присутствовать на консультации для продавцов и предпринимателей мини-рынка "Сатурн", что возле "Гиганта". Торговый ликбез проводили специалисты комитета по защите прав потребителей. Мы сидели в комнатушке администратора, куда по-одному входили озябшие трудящиеся прилавка. Робели, как на экзамене, хотя проверку знаний правил торговли им не устраивали, а только спрашивали о наличии этих самых правил. Они оказались не у всех. Как и книга жалоб и предложений. Почти все торговцы спрашивали, как правильно оформлять ценники. Самой продвинутой в сфере розничной торговли оказалась бывшая работница торгинспекции, а ныне предприниматель, она же продавец. У нее оказался в наличии полный набор документов торгового работника. Вслед за ней вошла молодая, красивая, в натуральной шубе, продавщица радиотоваров. С чиновниками разговаривала дерзко, все их замечания отклоняла, настаивая на своих доморощенных представлениях о торговле. О покупателях отзывалась презрительно: "Нормальный человек не будет на уличном рынке брать китайское барахло, он пойдет в магазин".
Разговор с высокомерной дамой был прерван вторжением пожилой женщины, которая с ходу начала бранить людей, торгующих через дорогу от рынка молочными продуктами и свежей рыбой.
- От творога, что там продается, мои соседи однажды отравились, - негодовала бабуля, стуча клюкой об пол. Молоко продается в грязных пластмассовых бутылках. Я слышала, что для уличных торговок молоком эти бутылки собирают бомжи на свалках. - А мужик, который рядом торгует щуками, так ведь он же их ловит в канализационных стоках, где вода не замерзает. Вон они, какие жирные и вонючие - отъелись на фекалиях. Неужели нельзя на этих людей найти управу?
Да, это людное место давно облюбовали себе частники.
- Регулярно с ними проводится работа по разъяснению норм потребительского законодательства, - комментирует ситуацию Валентина Небренчина. - Но когда мы подходим к этим торговцам и начинаем говорить покупателям, что приобретать непроверенный товар небезопасно, они вместе с продавцами начинают возмущаться.
Дескать, люди делают хорошее дело - продают дешевые продукты, а мы мешаем покупать. Народ можно понять. Когда денег в кармане мало, в погоне за дешевым товаром на все закрываются глаза.