Вот, например, зачем, скажите на милость, нашим землякам вдруг понадобились личные автомобили? Что, в городе недостаточно автобусов и маршрутных такси?! Да полно, и работают нормально. Иногда. Так нет, из кожи вон вылезут, а какую-нибудь «девятку» приобретут. Ладно, про бизнесменов и бандитов умолчим, бог с ними, но и рабочие, и служащие, и даже, страшно подумать, интеллигенция начали пересаживаться на «железных коней». А это уже, согласитесь, в стране, имеющей многомиллионные долги и многочисленное чиновничество, которое больше радеет о решении собственных финансовых проблем, неслыханная наглость.
Однако ездить безнаказанно российскому автолюбителю осталось недолго, до 1 января 2004 года. Именно в новогоднюю ночь вступит в силу печально известный закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. До последнего момента автовладельцы надеялись, что в очередной раз пронесет, и поэтому не спешили в офисы страховых компаний. Подогревали надежду предвыборные популистские заявления думских заседателей об отсрочке и даже отмене закона.
Но вот выборы завершены, избиратель путем всеобщего волеизъявления выкинул из стен Государственной Думы фракции, выступавшие за пересмотр закона, увеличив до неприличия представительство в ней некоего неясных очертаний политического объединения, ратующего за автогражданку, и... замер в ожидании чуда. Чуда не произошло. Точку в автоделе поставил премьер Михаил Касьянов.
Что же теперь ждет автовладельцев, до сих пор не застраховавших свои машины?
– Ждут штрафы, в этом можете не сомневаться, – сообщил нам начальник пресс-службы ГИБДД Ярославской области Владимир Муратов. – За первое задержание без страхового полиса с вас возьмут 500 рублей, при повторных нарушениях придется выложить из своего кармана уже 800 рублей. Если вы предъявите просроченный полис, то эта «оплошность» будет стоить вам 300 рублей. Кстати, страховой полис именной, и если за рулем вашего автомобиля окажется лицо, не внесенное в список, вас также ожидают штрафные санкции.
В отличие от Москвы, в Ярославле не предусмотрена эвакуация автомобилей-нарушителей на штрафные стоянки, поэтому после оформления протокола и выдачи квитанции на штраф водителя отпустят вместе с машиной. Но штраф лучше заплатить в установленные сроки, потому как в случае неуплаты дело будет передано в суд. А судебные санкции не в пример жестче: водителя могут и арестовать суток на 15.
Таким образом, лучше не искушать судьбу, а до наступления новогодних торжеств оформить договорные взаимоотношения со страховой фирмой.
– Действительно, сейчас поток граждан, желающих застраховать свои автомобили, резко увеличился. У нас в России есть давняя традиция – все делать в последний момент, – посетовала глава секции страхования автотранспорта одной из крупнейших страховых фирм, действующих в Ярославле, Любовь Зубова. – Страховые полисы выдаются на год и на полгода, причем во втором случае клиент оплачивает 70 процентов от годовой стоимости услуги. Размер страхового взноса напрямую зависит от количества лошадиных сил в двигателе вашей машины. От 0,5 до 1,9 у. е. за лошадиную силу. По моим подсчетам, владельцу «Оки» придется выложить около 1300 рублей в год, обладателю «девятки» – примерно 2600 рублей и так далее.
Оставим в покое владельцев дорогих многолитражных внедорожников, они эту проблему как-нибудь решат без нашего участия. Однако как можно уравнивать двух владельцев, скажем, «шестерок», один из которых на своей машине круглый год «бомбит» по городским улицам, работая таксистом, а второй – пенсионер, только в летние месяцы ездит к себе на дачу, совершенно непонятно. Вполне вероятно, что этот самый пенсионер вынужден будет тратить на страховку сумму большую, нежели он платит за бензин.
Конечно, страхование автотранспорта – дело обязательное во всех цивилизованных странах, и мы от этого никуда не денемся. И неплохо, потеряв своего железного друга, получить хоть какую-то материальную компенсацию. Но и здесь автолюбителей могут поджидать неприятные сюрпризы. Процесс получения денег при нашей неповоротливой судебной системе может растянуться на месяцы.
И все же не стал бы я потирать руки и на месте владельцев страховых компаний. Упавший с неба денежный поток может в конечном итоге обернуться трясиной бесконечных судебных тяжб, которыми им придется заниматься постоянно, естественно, в ущерб своей основной деятельности. В общем, вывод один: полис купить все-таки придется. А что дальше? Поживем, увидим.