из чеченских командировок. С некоторых пор по прибытии из Чечни их ожидает жестокое разочарование – денежные выплаты стали в два – два с половиной раза меньше. Сейчас свои права «чеченцы» пытаются отстоять в суде. И число «смутьянов» прибывает буквально на глазах.
Сотрудники Ростовского ГУВД Андрей Борисов, Андрей Лекая и Владимир Патрикеев в ВОВД Октябрьского района Грозного служили с декабря 2001 по март 2002 года. Говорят, что не раз были в засадах, участвовали в оперативно-розыскных операциях, приходилось искать и обезвреживать взрывоопасные вещества. Часть задач выполнялась ежедневно, почему и не понимают они логики командования, засчитавшего действительно боевыми только по два-три дня в месяц. Ведь рисковать жизнью приходилось гораздо чаще.
С рассмотрения их исков началась вчера череда разбирательств между милиционерами и УВД области.
К судье Ирине Афанасьевой исковые заявления бывших «чеченцев» стекаются со всей области. География широка – Кировский и Дзержинский районы Ярославля, Рыбинск, Ростов. Заявлений на сегодняшний день накопилось почти шесть десятков. Учитывая, что большинство «заявок» коллективные, можно смело утверждать, что и число обратившихся в суд милиционеров значительно больше ста.
Как признают сами «смутьяны», это не предел. Остальные, продолжая работать в милиции, своей настойчивостью опасаются излишне обострить отношения с руководством.
– Сначала мы думали, что деньги нам все-таки заплатят, – сказали нашему корреспонденту «товарищи по несчастью». – Но выплаты даже за «учтенные» дни растянули чуть ли не на год. Потом были обращения к руководству в письменной и устной форме – все безрезультатно. И только из приказа, с которым нас почему-то вовремя не ознакомили, выяснилось, что в боевых действиях мы участвовали всего по два-три дня.
За два-три дня они и получили соответствующие выплаты – по три-четыре тысячи рублей. И хотя в общем «зачете» им выдали еще командировочные, зарплату, итоговая сумма все же оказалась гораздо меньше по сравнению с теми деньгами, что были прежде. Если четыре года назад за два месяца командировки на Кавказ можно было заработать более 50 тысяч рублей, то сейчас за шесть месяцев милиционеры получают в среднем от двадцати до сорока тысяч.
Существенные изменения в выплатах за командировки начались с февраля 2001 года, когда российское правительство заявило, что война в Чечне закончилась. А раз открытые военные действия прекратились, то и прежние «боевые» заменили разовыми вознаграждениями за участие в вооруженных конфликтах. Новые выплаты сами милиционеры окрестили «президентскими».
Каждое столкновение с боевиками, обстрелы с тех пор отмечаются в специальных журналах. А позже, по итогам командировок, в штабе объединенной группировки войск на Кавказе решается, за какие дни милиционерам начислить вознаграждение. Как показала практика, командование явно скупится тратить государеву казну, а потому и таких дней в месяц «набегает» от двух до шести. Только сами милиционеры говорят, что хотя официально война в Чечне прекращена, обстановку там мирной назвать нельзя и по сей день.
Вчерашние иски Ирина Афанасьева признала подлежащими удовлетворению. Каждый из истцов получит по решению суда около 60 тысяч рублей. Им отказали только во взыскании процентов с не выплаченных в срок сумм. Кстати сказать, три подобных решения по «чеченцам» областной суд оставил в силе. Хотя и его вердикт – еще не гарантия скорого получения денег.