Как назло, в область наконец-то пришел более-менее настоящий мороз. Еще в четверг днем рыхлый лед едва прикрывал Волгу, но уже ночью в считанные часы затвердел и, словно стальными тисками, сжал корпуса покалеченных кораблей. Однако на сей раз удалось отделаться, если, конечно, здесь уместно употребить подобный термин, малой кровью. Самое главное – это отсутствие человеческих жертв. К тому же благодаря самоотверженности спасательных служб не произошло разлома судовых корпусов. В частности, ни у одного нефтеналивного танкера, стоявшего на момент аварии в доке, нет бортовых пробоин. Можно представить масштаб возможной катастрофы, если бы все содержащиеся в них топливо и мазут попали в реку.
Нет сквозных повреждений корпуса и у остальных судов, за исключением одного небольшого пассажирского корабля, у которого обнаружились три пробоины выше ватерлинии.
– Теперь основная задача – отбуксировка кораблей от берега, чтобы во время очередного такого попуска воды их корпуса не были разбиты о береговую линию, – сообщил нам вчера вице-губернатор Ярославской области Сергей Буров.
Однако итог происшествия все равно печален: по уточненным данным, в общей сложности в аварии пострадало более пятидесяти судов. За исключением танкеров, ни одно из них не было застраховано, даже пассажирские корабли.
– Предварительное расследование еще не закончено, но, по имеющимся у нас данным, речникам претензии вряд ли можно предъявить: зимняя стоянка судов была организована по всем предписанным в таких случаях правилам, – заявил Сергей Буров. – Что касается действий работников ГЭС, то здесь я ничего прокомментировать не могу, они все подчиняются федеральному министерству и по закону сами решают, когда им необходимо это делать. И они не обязаны предупреждать об этом региональные и местные органы власти, равно как и другие заинтересованные организации.
Слова вице-губернатора подтвердил главный инженер Рыбинской ГЭС Владимир Дубровин:
– В соответствии с нормативными документами мы не должны предупреждать кого-либо, тем более это был плановый попуск, и заявления о том, что уровень воды в Волге в районе Ярославля поднялся на 80 – 90 сантиметров, считаю по меньшей мере преувеличением.
Однако на сегодняшний день просматриваются как минимум две причины аварии. Во-первых, необычно малая для этого времени года толщина льда, треснувшие куски которого сбились в торосы в русле реки, образовав своеобразную плотину. В результате потоки воды ринулись вдоль берегов Волги, затронув таким образом портовые доки. Во-вторых, поток воды сам по себе был разрушительным, его скорость достигала 15 километров в час. Прохождению такого потока поспособствовал не только попуск воды на Рыбинской ГЭС. Одновременно с рыбинскими коллегами аналогичное проделали и на Горьковской ГЭС. Из-за этого волжская вода пронеслась мимо ярославских берегов как по скоростному шоссе. От повторения подобной ситуации, если местные власти не договорятся с Минэнерго о взаимодействии, мы не застрахованы. Но Сергей Буров заявил, что теперь-то диалог с энергетиками просто обязан состояться.