Чиновники почти год собирали данные о 65 надзорных инстанциях из 43 федеральных министерств и ведомств. Без работы около 800000 (без учета МВД) надзирающих не сидят: в среднем каждое малое и среднее предприятие органы милиции только в 2000 году проверяли более девяноста раз, санитарно-эпидемиологические службы – около двадцати раз, а прочие инстанции навещали бизнесменов от четырех до десяти раз. Рвение контролеров объяснимо: собранные штрафы составляют до 30 процентов доходов отдельных служб. Другой источник – оказание платных услуг за выдачу разного рода экспертных заключений – приносит надзорным органам в зависимости от сферы деятельности до 61 процента доходов.
Главными бюрократами в Минэкономразвития считают МВД и Минсельхоз. Милиционеры, как следует из доклада, контролируют сферы деятельности, «не соответствующие их компетенции и профессиональным навыкам», функционально подменяя четыре других ведомства, да еще и препятствуют выполнению норм закона о защите прав юрлиц при проведении контроля. А 11 надзорных служб, обнаруженных в структуре Минсельхоза, по большей части полностью дублируют функции друг друга или надзорные органы других министерств. Облегчить жизнь бизнесу несложно, полагают в Минэкономразвития. Для начала надо определить «экономическую целесообразность» работы каждой из надзорных служб. Тех, кто сумеет доказать свою полезность, следует лишить возможности оказывать платные услуги, а дублирующие друг друга органы объединить.