Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Последнее время о маршрутках не говорят и не спорят только ленивые. Писал об этом и «Северный край», но в каких-то неопределенных тонах. Может быть, стоит, наконец, окончательно разобраться, что это за новый вид транспорта и по какому ведомству его числить?
Для начала – немного истории. Общественный транспорт в стране постепенно пришел в состояние, когда даже списанные на Западе по ветхости автобусы стали восприниматься транспортниками как манна небесная: выработавший свой ресурс западный автомобиль выглядел как игрушка по сравнению с латаным-перелатаным дедушкой современного автомобилестроения, ездить на котором можно было только фаталистам. Но еще хуже было другое. Наши ушлые слуги народа – депутаты – быстро смекнули, что путь к сердцу их электората лежит через предоставление этому электорату всевозможных льгот: кто ж откажется от халявы? Льготы раздавались тем охотнее, что депутаты не считали себя обязанными разбираться, откуда на эти самые льготы возьмутся деньги. Как говорится, я прокукарекаю, а там хоть не рассветай. Коснулись льготы и проезда на общественном транспорте. Депутаты радостно голосовали за то, чтобы ездить бесплатно могли они сами, любимые, а также милиция, судьи, военнослужащие, пенсионеры и так далее до бесконечности. Непонятно, почему в этот список не попали семьи льготников или, скажем, члены профсоюза. Но и без них вскоре выяснилось, что, условно говоря, половина граждан ездит бесплатно на законных основаниях, а вторая половина, в свою очередь, делится на две части: одни не платят, потому что не платят льготники, и предпочитают время от времени отделываться небольшим штрафом; в то время как другие не платят просто так, отвечая на требования кондуктора трехэтажным матом и размахивая бутылкой с пивом в опасной близости от кондукторского носа. С самого начала было также ясно, что отменить льготы куда сложнее, чем их ввести: кто ж из депутатов по собственной воле будет настраивать против себя своих избирателей? Так что оплачивать покупку новых автобусов, трамваев и троллейбусов деньгами пассажиров стало недостижимой мечтой наших коммунальщиков. И вот в такой ситуации в чьей-то очень умной (без иронии) голове родилась блестящая мысль: создать новый вид общественного транспорта, назвать его маршрутным такси и на этом основании отменить льготы на бесплатный проезд. Ведь на такси льготы никогда не распространялись. Как известно, закон что телеграфный столб: его нельзя перепрыгнуть, но можно обойти. Учреждение маршрутных такси позволяло не отменять законы и в то же время что-то заработать на ремонт старых и покупку новых машин. В газетах писали, что где-то даже объявился частный трамвай, доход от которого оказался на порядок выше того, на котором разъезжали льготники. Получилось довольно удобно: те, кто предпочитал ездить бесплатно, продолжал это делать в троллейбусах, трамваях и обычных автобусах. Те, кто согласны были платить, садились в маршрутки. Разумеется, в бедной стране «бесплатников» больше, чем «платников», отчего в льготном транспорте народу, как правило, больше, а в маршрутках гораздо свободнее – ну разве что за исключением часа пик. Можно, наверно, сказать, что у нас появилось деление транспорта на классы – первый и второй, как это всегда имело место в поездах в царской России и сейчас – на Западе. Хочешь платить поменьше, не смущает меньший комфорт – бери билет во второй класс; хочешь ехать спокойно, не теснясь – в твоем распоряжении свободный первый класс. И ведь что любопытно: охотников заплатить и ехать в относительном комфорте оказалось на удивление много. И откуда у людей деньги? Платят, еще как платят. Ответ простой. Людям очень надоело унижение пассажира, вбитого в дребезжащий раздолбанный салон, как... я хотел сказать «как сельди в бочке», но все-таки в бочке между селедками есть какой-то рассол, а тут... У людей появилось чувство собственного достоинства, которое дороже денег, и это радует. Но возник очень острый и принципиальный вопрос: каков статус маршрутки? Все-таки это рейсовый автобус или такси? Если такси – нет вопросов, все правильно. Если автобус, то почему одни автобусы льготные, а другие – нет? Надо сразу оговориться: возникнуть такой вопрос мог только в головах чиновников, которые ездят в собственных «мерседесах». Рядовому пассажиру автобуса, что называется, до лампочки, как назвать то, на чем он добирается до работы. Важно, чтобы ему было удобно и не слишком накладно. И все-таки необходимо сразу ответить: конечно, маршрутки – это обычные рейсовые автобусы, только в большинстве не муниципальные, а частные. Если сперва они еще хоть останавливались там, где просили пассажиры – ну как в такси – то теперь, после ряда неприятных ДТП, их остановки – те же, что у других автобусов. Так что исчезло последнее отличие. Поэтому с точки зрения права – налицо нарушение закона: если льготы положены пассажирам всех автобусов, значит, льготники могут не платить и в маршрутках. Поскольку частные владельцы нового вида транспорта себе в убыток работать не станут, то городским властям тогда останется либо возмещать им стоимость льготного проезда, либо смириться с ликвидацией маршруток «как класса». Первый вариант неприемлем по финансовым соображениям, второй – по практическим: после появления маршрутных автобусов жизнь в городе стала намного легче, городской транспорт разгрузился, а о новых рабочих местах и говорить нечего. Выход? Есть такой анекдот о некоем не вполне праведном священнике, которому во время поста очень захотелось мяса. Он посмотрел на аппетитное блюдо и провозгласил: «Нарекаю это мясо рыбой!» – и с чистой совестью принялся за трапезу. Священник, конечно, поступил не слишком этично. Но в нашем случае речь ведь идет не о личной выгоде, а о благе общества. Так что я предлагаю официально объявить, что маршрутные автобусы – это такси, и этим покончить с юридической стороной дела. Заодно, конечно, неплохо бы и отменить льготы для большинства населения, оставив их только для неработающих пенсионеров и инвалидов, но я понимаю, что это нереально – ни вообще, ни в предвыборную кампанию в особенности. Между прочим, я как раз работающий пенсионер, профессор, а это означает, что моя зарплата в три раза меньше зарплаты грузчика пивзавода. И все-таки я считаю, что лучше уж я потеряю право на льготный проезд, чем возможность после тяжелого трудового дня поехать домой в спокойной обстановке маршрутного автобуса... простите, я хотел сказать, такси. В общем, в маршрутке. Владимир ЖЕЛЬВИС, профессор педуниверситета.
Читайте также
15.12.2012Когда-то они поднимали страну из руин Среди экслибрисов ярославского графика Спартака Глушкова один особо привлекает внимание. Юный солдат со знаменем в одной руке и автоматом в другой как
04.12.2012Без культуры дорога ведёт в никуда Недавние публикации «Северного края» под рубрикой «Острая тема» – «Арендную плату подняли в 105 раз» и «Лидер
05.10.2012Поднять образование на новый уровеньВ Ярославле состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Создание условий для реализации федеральных государственных образовательных
14.09.2012По улице Победы наконец-то пустят маршрутку Маршрутка № 73 изменит схему своего движения. Этот вопрос в числе других обсуждался на заседании муниципалитета Ярославля.
01.04.2006На автобусы и маршрутки – один проезднойС 1 апреля в Рыбинске подорожает проезд на общественном транспорте. Одна поездка в автобусе и троллейбусе обойдется для граждан в 8 рублей, а в маршрутке – десять.
02.09.2004Вместо рейсовых автобусов – маршрутки
Автобусы в ООО «Даниловское АТП-2» изношены до крайности. В среднем их амортизация составляет 79 процентов. Из 23 только три машины относительно новые