- Какие полномочия получило Министерство юстиции по контролю за деятельностью арбитражных управляющих?
- По федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" мы должны контролировать соблюдение законодательства арбитражными управляющими, а с 3 декабря 2003 года, когда они объединятся в саморегулируемые организации, будем отслеживать работу уже этих объединений. Сейчас действует приказ Минюста, по которому мы привлекаем нерадивых управляющих к административной ответственности. В случае грубых нарушений законов мы можем обращаться в арбитражный суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего, следствием чего может стать отзыв лицензии на право заниматься этим делом. Министерство юстиции также должно участвовать в организации подготовки этих специалистов, вести единый государственный реестр как саморегулируемых организаций, так и самих арбитражных управляющих.
- Сколько управляющих работает в нашей области? Будут ли они объединяться в собственную саморегулируемую организацию?
- Сейчас в регионе действует 130 арбитражных управляющих. Все они, согласно закону, должны до 3 декабря объединиться в сообщества - саморегулируемые организации. В противном случае они потеряют право заниматься этой деятельностью. У нас в области не получилось создать саморегулируемую организацию: по закону в ее состав должно войти не менее 100 человек, но наши управляющие не смогли договориться. В итоге уже около 40 человек вступили в московские саморегулируемые организации. Кстати, в соседних регионах также арбитражные управляющие остались без собственных организаций.
- Вам уже удалось привлечь кого-то из проштрафившихся управляющих к административной ответственности?
- За время работы мы получили 31 жалобу. Большинство составляют жалобы по старым делам о банкротстве предприятий и организаций, которые за давностью лет передают нам из федеральной службы по финансовому оздоровлению. Главные претензии: управляющие не укладываются в сроки и не соблюдают порядок тех или иных процедур при банкротстве.
Если управляющий не смог в течение года завершить процедуру, ему надо обращаться в суд с ходатайством о продлении срока на полгода. Но в суд обращаются не всегда, в итоге дело "зависает" на несколько лет. Сразу возникает вопрос - чем занимаются такие управляющие? Бывают случаи, что их нельзя даже найти. Если мы разыскиваем таких управляющих, то заставляем писать объяснения и требуем, чтобы они закончили производство старых дел или отказались от ведения процедуры банкротства.
Шесть жалоб на управляющих мы передали в арбитражный суд для привлечения их к административной ответственности за нарушение законов. Суд отказал нам только в отношении одного, а пять человек оштрафовали на 4 тысячи рублей каждого. Последний случай был в июле. Кредитор обанкроченного ПМК в Некоузском районе пожаловался на то, что не может получить денег, хотя сроки на проведение процедуры давно истекли. Оказалось, что управляющий, посчитав, что дело безнадежное, а имущество неликвидное, просто перестал заниматься этим предприятием.
Иногда кредиторы не только не помогают конкурсному управляющнему, но и всячески препятствуют его работе. Так, в ходе процедуры банкротства ОАО "Судоверфь" в Рыбинске управляющего не пропускали на территорию предприятия, создавали другие сложности, а один из кредиторов постоянно направлял необоснованные жалобы в судебные и правоохранительные органы.
Нередко по старым заявлениям нам приходится отказывать в привлечении управляющих к ответственности. Много обращений у нас по делам о банкротстве, возбужденным по старому закону о несостоятельности от 1992 года, который не устанавливает никаких четких сроков проведения процедур. Поэтому за их нарушение управляющих привлечь нельзя - такие дела пылятся годами.
Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ.