Считается, что наше издание ведет свою историю от газеты «Северный путь», первый номер которой вышел 16 октября 1933 года. Однако были у него, оказывается, и более ранние предтечи. Так, в Российской государственной библиотеке (бывшей Ленинской) хранятся номера «Северянки» – «газеты рабочих и служащих 1-го эксплуатационного района (ст. Москва-Александрово) Северной ж. д.». Она выходила в Москве с июля 1930 года. А с 22 мая 1935-го, как отмечено в каталоге Российской госбиблиотеки, «поглощена газетой «Северный путь».
Появление в 1933 году «Северного пути», как и других дорожных газет, связано с решением ЦК партии и Совета народных комиссаров об организации политотделов на железнодорожном транспорте, работавшем тогда, как отмечала пресса, исключительно плохо. Политотделы и издаваемые ими газеты были призваны в кратчайший срок устранить существующие на транспорте безобразия и обеспечить нормальную работу этого главнейшего «нерва экономической жизни нашей страны».
А этих недостатков, судя по публикациям «Северного пути», и впрямь было немало. Например, в номере за 15 ноября газета писала о том, что на одном из районов (отделений) дороги простой вагонов доходит до 124 часов.
Первым редактором газеты был П. Банков. Редакция находилась в Москве, на Рязанской улице, рядом с площадью трех вокзалов. Публиковались не только статьи рабкоров. В «СП», например, печатали свои материалы народная артистка республики Екатерина Гельцер, писатель Юрий Олеша, ответственный секретарь Союза советских писателей П. Юдин.
В 1936 году Северные железные дороги были разделены на Ярославскую (центр – Ярославль) и Северную (Вологда). Вместо «Северного пути» в Ярославле стала выходить газета «Стахановец транспорта». Редакция ее располагалась в здании управления СЖД на Волжской набережной, 59.
В начале 60-х годов Н. Хрущев закрыл газету вместе с многими многотиражками, мотивируя тем, что «хватит нам и «Гудка». Выход своего издания железнодорожники-северяне возобновили в 1975 году. Редактором «Северной магистрали» (так назвали газету) стал Владимир Колабухин. Затем более двадцати лет возглавлял ее Николай Кириллов. Через горнило железнодорожной газеты прошли многие ярославские журналисты: Владимир Шатов, Валерий Лебедев, Валерий Прохоров, Ирина Пухтий, Евгений Трофимов, Леонид Яковлев, Александр Голицын, Дмитрий Козлов, Наталья Соловьева и другие.
«Северная магистраль» – газета с богатой историей, от которой нет резона отказываться, хотя не все страницы в ней светлые. 70 лет – весомая дата для средства массовой информации. Многие издания, ярко вспыхнувшие на газетном небосклоне, вскорости исчезли с него. «СМ» же по-прежнему с нашими добрыми друзьями-читателями.
Владимир ФИНОГЕНОВ, заместитель главного редактора «Северной магистрали».