Первой в 2003 году "поздравила" ярославских ветеранов Чернобыля такая серьезная организация, как "Газсервис". Она обеспечивает поставки газа в квартиры горожан и получает платежи за это. А по федеральному закону, как известно, чернобыльцам полагается 50-процентная скидка по коммунальным платежам.
Два Николая - Перцев и Дуянов - соседи. Оба - ветераны Чернобыля, оба живут в частных домах. Отапливаются дома газом, и вплоть до мая "Газсервис" взимал за эту услугу 50 процентов стоимости, как положено по закону. И вдруг все изменилось. В "Газсервисе" посчитали, что господа чернобыльцы чересчур мало платят, и назначили перерасчет. Теперь Николай Дуянов может платить 50 процентов только за 18 кв. м жилья, за прочие "излишки" - полностью. У его соседа - та же песня. Мало того, "Газсервис" требует с обоих чернобыльцев "погашения неплатежей", накопившихся с февраля нынешнего года, когда газовики решили работать по-новому.
Впрочем, выяснилось, что "Газсервис" тут ни при чем. Как сообщила замначальника службы газоснабжения С. Чистякова, в январе "Газсервис" получил новые нормативы из "Яррегионгаза". В соответствии с ними право на 50-процентную оплату за отопление всей жилплощади отныне имеют только ветераны и инвалиды Отечественной. Для прочих категорий льготников введено понятие "социальной нормы" - 33 кв. м для одиноких, 21 кв. м - для того инвалида, который живет в семье из двух человек, 18 кв. м - если семья из трех и более человек. Льгота по оплате касается только "социальной нормы".
В "Яррегионгазе" благоразумно отказались сразу разъяснить ситуацию, предложив получить письменный ответ в месячный срок. Впрочем, не назвавшийся сотрудник все же проговорился, что новшество в оплату введено по инициативе юристов "Яррегионгаза". Они - люди высокой квалификации, посмотрели и решили, что федеральный закон о льготах чернобыльцам до сих пор "трактовался неправильно". А теперь, стало быть, трактуют его верно.
Странно, что примеру газовиков не последуют прочие коммунальщики. Видимо, у них юристы пожиже.
Зато великолепные юристы сидят, похоже, в областном Пенсионном фонде в Ярославле. Николай Дуянов - чернобылец и инвалид. Наша газета уже писала о его судьбе. Он попал "в зону" в "менее опасном" 1988 году, но зато угодил в самый эпицентр заражения. Работал на консервации 4-го блока АЭС, так называемом объекте "Укрытие". Согласно ст. 30 федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ликвидаторы, работавшие в 1988 году на объекте "Укрытие", приравниваются к ликвидаторам 1987 года и имеют право на те же самые льготы.
Николай Сергеевич долго не мог получить с дружественной Украины документы, подтверждавшие его чернобыльский статус. Наконец в начале 2003 года он был признан ликвидатором на "Укрытии" и смог обратиться за положенной ему пенсией. Теперь он имел право на пенсию с 50 лет. До этого Николай Сергеевич уже получал, правда, пенсию по инвалидности - не чернобыльской - в размере 845 рублей. Новая оказалась на 500 рублей больше. Он получал ее ровно 2 месяца и радовался. В августе же все кончилось.
В дзержинском отделе Пенсионного фонда ему сообщили, что произошла ошибка и прав на снижение пенсионного возраста он не имеет. Хорошо еще, не предложили вернуть "незаконно полученные" рубли.
Но в дзержинском отделе Пенсионного фонда сидят в общем-то неплохие люди. "Окрик сверху" они получили из областного отделения фонда, что на Б. Октябрьской. Чиновники данного отделения предпочли прочесть закон в его первоначальной, еще 1991 года, редакции, не обратив внимания на последующие поправки. А их было не менее семи. Мало ли кого к кому потом позже приравняли, а вот в имеющемся-то в фонде тексте переделок ведь не сделали! Это почти по Салтыкову-Щедрину: "Которая статья гласит - тую пущаю, а которая не гласит - не пущаю!"
Наивные работники районного Пенсионного фонда до таких высот не поднимались, за что и были справедливо раскритикованы. В итоге двоих "незаконных" пенсионеров Дзержинского района перевели на старые, "инвалидские" пенсии. Еще двоим чернобыльцам, обратившимся за ликвидаторской пенсией, просто отказали в деньгах. У этих бедолаг других источников дохода типа инвалидной пенсии нет. Теперь им придется искать место или переходить в разряд безработных до законной пенсии.
В пресс-службе областного отделения Пенсионного фонда, куда мы обратились за разъяснением, нам высказали вежливое удивление.
"Зачем обиженные чернобыльцы обратились в газету, когда можно задать свой вопрос непосредственно работникам фонда? Пусть обратятся в соответствующий отдел, и им официально объяснят, что прав на льготы они не имеют. Можно получить ответ в письменном виде".
Больше всего в этой истории радует, конечно, бескорыстное радение чиновников Пенсионного фонда о соблюдении закона и целости государственных средств. "Они не пройдут" - эти жулики-пенсионеры. Кстати, этим гражданам и впрямь было бы полезно посетить помещение областного отделения Пенсионного фонда на Б. Октябрьской.
Сколько в нем блеска, дизайна и современной импозантности, сразу видно: здесь заседают истинные слуги закона. Окружающая обстановка пахнет отнюдь не пятью сотнями рублей.
Пусть бывшие чернобыльцы полюбуются, в каких условиях должен обитать человек.
Татьяна БРАГИНА.