А потому приходится пользоваться общественным транспортом. Оно, конечно, дешевле, однако и за это платить приходится. И хоть плата невелика – всего четыре рубля, но народ иногда и тех денег жалеет.
О встречах с ярославскими «зайцами» троллейбусного маршрута № 8, а также о других горестях кондуктор-ской жизни нам рассказала Нина Ивановна.
Нина Ивановна – юрист с московским образованием. Всю жизнь проработала по специальности. Но при выходе на пенсию возникла нужда в деньгах. Нина Ивановна решила подработать кондуктором. А заодно и проверить, каково действие закона в народе. Месяц работы в троллейбусе № 8 привел ее в ужас – теперь она убедилась воочию, что россиянам закон не писан.
Пода-айте за билетик...
Раньше кондуктора всегда сидели на своем месте. По салону не бегали. Даже контролеры всегда говорят штрафникам: «Кондуктор – кассир. Он только продает билеты. Вы должны сами подойти и купить». А сейчас каждому надо в лицо заглянуть, попросить оплатить свой проезд. Получается, что я хожу с протянутой рукой. Относятся к нам со злобой, как будто мы у людей насильно деньги отнимаем.
Но ведь это непосредственная обязанность пассажира – оплатить услугу, которую ему оказывает общественный транспорт. Не хочет – пусть ездит на такси или в маршрутке. Только там больше платить придется, а бесплатного проезда никто не допустит.
Часто говорят: «А мы платить не будем. Нам только одну остановку». Но ведь и одна остановка денег стоит. Троллейбус же вас везет, расходует электричество. Так и будьте добры расплатиться. Причем я заметила, что, как ни странно, среди наглецов больше обеспеченных людей. Хорошо одетые дамочки или молодые люди из новых русских, намытые как белые рояли. Смотрят прямо в глаза, как будто они правы, а не я. Видимо, их наглость – от богатства, люди попроще всегда платят положенные четыре рубля.
Один раз зашли такие пареньки – загорелые, ухоженные, с сотовыми телефонами. Я к ним подхожу, спрашиваю проездные.
– У нас нет.
– Тогда оплачивайте проезд.
– У нас нет денег.
– Ну тогда выходите. Или я остановлю троллейбус, и всем пассажирам придется ждать, когда же вы соизволите выйти.
– А мы все равно не выйдем.
Пришлось останавливать троллейбус. Так один из них у дверей остановился и прямо мне в лицо со злостью бросил: «Чтоб у тебя рога выросли». Глупо, конечно. Как тут быть – не то плакать, не то смеяться.
Иногда приходится три-четыре раза на дню троллейбус останавливать.
Кондуктор. Он же вышибала
Конечно, очень много в транспорте хулиганов. Например, за безбилетный проезд полагается выгнать из троллейбуса. Но коль «заяц» не хочет выходить, как его выгонишь? Если попытаешься, то он еще и драться начнет. А кто защитит женщину? Я ради интереса во время работы опрашивала пассажиров, кто, по их мнению, должен работать кондуктором – мужчина или женщина. Почти все сказали, что непременно мужчина, да поздоровей. Сюда бы парней – огромных, сильных, чтобы при одном их виде желание бесплатно кататься пропадало. Однако молодежь идти на такую работу не хочет, потому что знает, что она неблагодарная. Одни грубости и унижения.
Недавно наблюдала такую картину. После футбола в троллейбусе ехали подростки. Или, лучше сказать, малолетняя шпана. Пьяные, грубые, противные. Подхожу к ним, а они целой кучей стоят, курят прямо в салоне. Говорю: «Ну что, проезд оплачивать будем?» А они смотрят так нагло и отвечают: «Не-а». Чувствую, что лучше не связываться. Однако в троллейбусе много пассажиров. Я обращаюсь к парням: «В салоне курить нельзя». А они: «А мы и не курим». Вот так. И ничего не сделаешь. Потом в транспорт зашел мальчишка в шарфике с надписью «Шинник», так они шарфик отняли и отдавать не хотят. Чуть драку не затеяли. Толкаются, орут друг на друга. А кто их знает, могут и нож достать. Надо бы просто остановить троллейбус и вытолкать их вон, а как я одна справлюсь? Хорошо, какие-то мужчины этих подонков поставили на место.
«Напилася я пья-а-на...»
Общественный транспорт ведь для всех. Иногда в троллейбусе ездят всякие бомжи – держатся за поручни, а сами грязные, вшивые. Стоять рядом противно. Пассажиры их сторонятся, брезгливо морщатся. Но, как ни парадоксально, многие из них платят за проезд, а потому вы-гнать их из транспорта я не имею права. Но в таких случаях для дезинфекции протираю поручни хлорированной водой. Так мне пассажиры говорят: «Ой, как с вами ездить приятно».
Часто люди возмущаются тем, что цыганята бегают по транспорту, клянчат деньги. Говорят: «Вы их должны выгонять, они неизвестно чем болеют, могут быть заразны». А по закону я не имею права их гнать из общественного транспорта, а также брать с них плату за проезд, потому что они из многодетной семьи.
Я однажды подошла к одной цыганке, потребовала с нее деньги, так она начала мне мелочь из карманов выгребать. Набрали нужную сумму, а потом я опомнилась, что она многодетная мать и ей полагается бесплатный проезд.
Ребятишки, входя в троллейбус, начинают петь. Чаще всего «Напилася я пьяна...» и «Ой, цветет калина». Некоторых это раздражает. А что делать?
Пассажиров «пощиплю», много денег соберу
Все знают, что в транспорте ездят карманники, или «щипачи». Кондуктора, как правило, их знают в лицо. В основном это хорошо одетые люди, держат пальто или куртку в руках. Ездят в троллейбусе по двое-трое. Пока товарищи отвлекают внимание народа, один из них, держа руку под курточкой, чтобы не видно было, начинает лазить по карманам пассажиров либо режет сумки. Сдать его милиции нельзя – он потом может отомстить. У нас же кондукторами пенсионерки работают – слабые пожилые женщины. Куда им справиться. А воры угрожают. Моя знакомая кондуктор подняла тревогу, когда увидела, что «щипач» у пассажирки сумку режет, а он подбежал к ней и сказал: «Заткнись, а то сейчас и тебя порежем». А когда выходили – исполосовали ножом ей куртку прямо на глазах у пассажиров. Могут вечером при выходе из депо избить. Поэтому с карманниками связываться боятся, но я, например, всегда предупреждаю людей, чтобы были бдительны – держали сумки поближе к груди.
Некоторые думают, что у кондукторов есть договоренность с карманниками. Будто кондуктор позволяет вору «работать» на маршруте, а потом имеет с этого свой куш. Это неправда.
Один раз смешной случай был. Входят в троллейбус несколько мужчин. Проезд оплачивать явно не собираются. Я, как опытный юрист, к тому же поработавший в тюрьме, сразу поняла, что они совсем недавно из мест не столь отдаленных. Подхожу к ним: «Ваши проездные». Они: «А у нас справки». Я знаю, что при выходе из колонии выдают справки, по которым некоторое время можно ездить бесплатно. Прошу показать. «Мы их в милицию на продление сдали», – отвечают. Я к ним наклоняюсь и заговорщически подмигиваю: «Ребята, да все я про вас знаю, и откуда вы, и как ваши справки делаются». Они обалдели и шепчут: «А ты что, подруга, тоже из наших?.. Слушай, ну извини, просто денег еще заработать не успели, в другой раз обязательно заплатим». И я в этом не сомневаюсь – они, конечно, заплатят, но тут же и «пощиплют» кого-нибудь.
Рецепт Дейла Карнеги
Работать кондуктором, конечно, очень трудно. Целый день оскорблений и грубости – большой стресс, особенно для пожилой женщины. Наш народ любит хамить и грубить.
Чтобы быть кондуктором, нужно обладать большим терпением, уметь себя сдерживать. Но не молчать. Без ругани, но с достоинством ответить хулигану.
Кроме того, обязательно нужно быть приветливым и внимательным к пассажирам. Сейчас молодежь, входя в троллейбус, сразу стремится занять места поудобнее. А старики стоят. Поэтому я часто громко говорю пассажирам: «Уступайте места пожилым людям». А иногда подхожу к конкретному молодому человеку и прошу его освободить место для какой-нибудь старушки.
Примечательно, кстати, что наши мужчины никогда не уступают место женщинам. В то время как, я специально обратила на это внимание, южные мужчины очень редко позволяют себе сидеть в присутствии дам.
Работа кондуктора – как лакмусовая бумажка, которую опускают в густой раствор самых разных людей, характеров и темпераментов. В тесном салоне, где все равны и невольно связаны между собой, лучше всего видно, каков культурный и интеллектуальный уровень народа. Пока россияне, а в частности ярославцы, находятся на первобытном уровне представлений о том, что такое воспитанность и честь. Многих взрослых, не говоря уже о детях, нужно, как в детском саду, учить, как быть вежливым и честным человеком.