В Великобритании процветают торговля людьми и эксплуатация детского труда – с такой критикой обрушился на кабинет Тони Блэра Детский фонд ООН ЮНИСЕФ, пишут «Известия». Фонд опубликовал доклад о ситуации с ввозом детей в Великобританию. По его данным, «от нескольких сотен до нескольких тысяч детей из слаборазвитых стран ежегодно ввозят на территорию этого государства и подвергают различным формам насилия, в том числе сексуального. Власти не в силах контролировать ситуацию». Правительство пока никак не отреагировало на обвинения. Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени ввоз людей даже не был в Великобритании уголовно наказуемым преступлением. Да и далеко не все дети, которые становятся рабами, приезжают нелегально. В парламенте уже не один месяц лежит законопроект «О сексуальных преступлениях», в котором упоминается в том числе и детская проституция. Однако проблема шире – зачастую маленьких африканцев, азиатов и восточноевропейцев ввозят с иными целями – использовать в качестве дешевой или бесплатной рабочей силы. А документа, который бы предусматривал меры по борьбе с детским рабством, нет даже в проекте. Страшные истории время от времени привлекают к этому вопросу внимание общества. Два года назад в Темзе был выловлен обезображенный труп черного мальчика. Расследование убийства еще не закончено. Другой случай: 12-летняя «Наташа» (ее настоящее имя не сообщается) бежала в Западную Европу из Румынии, спасаясь от собственного отца. Побывала сексуальной рабыней в Сербии и Черногории, Македонии, Албании, Италии. В Британии ей удалось бежать после полугодового плена. По данным ООН, ежегодно 1,2 миллиона детей во всем мире становятся жертвами торговцев людьми. Доход от этого бизнеса – 10 миллиардов долларов. Главный потребитель живого товара – Европа.
* * *
В Борисоглебском суде Воронежской области начался судебный процесс в отношении бывшего начальника паспортно-визовой службы Борисоглебского ГРОВД капитана Андрея Денисова, сообщает «Коммерсантъ». Следствие инкриминирует ему оформление прописки нескольким десяткам нелегальных мигрантов из Узбекистана и Таджикистана в собственной квартире. Установлено, что в трехкомнатной квартире Денисова было прописано более 80 граждан из стран Азии. Однако на первое заседание суда никто не явился. Адвокат подсудимого прислал уведомление, что он находится в отпуске до 10 сентября, а все граждане Узбекистана давно депортированы на родину. Судья перенес процесс на 15 сентября и направил в Узбекистан прошение о доставке всех узбекских свидетелей в Борисоглебский суд. В настоящее время в переселенческой общине под Борисоглебском проживает около 60 тысяч вынужденных переселенцев и незаконных мигрантов из азиатских республик бывшего СССР.
* * *
Страх увольнения – одна из основных причин, по которой люди отказываются заседать в суде присяжных. Ведь закон не предусматривает даже штрафа за отказ руководителя отпускать подчиненного в присяжные. Одну такую историю рассказывает «Московский комсомолец». Вера Болгова, жительница Подмосковья, мать двоих детей, инвалид третьей группы, почти два года отработала в столичном ресторане. С 7 утра до 8 вечера была в одном лице и корейщицей (чистильщица овощей), и посудомойкой, и уборщицей. Начальство ее ценило: выдало письменную благодарность и маленькую позолоченную тарелочку. Сейчас это единственные аргументы Веры при обращении в прокуратуру. Она надеется доказать, что работала в ресторане, и добиться оформления трудовой книжки – большинству рабочих в этом заведении документы не оформлялись, а они не роптали, поскольку иногородние и живут в Москве без регистрации. Теперь в ресторане утверждают, что Болгова у них никогда не трудилась. А началось с того, что ее избрали присяжной. Тогда заведующая цехом сразу предупредила: пойдешь в присяжные – уволю, нам бездельники не нужны. Вера все рассказала судье Снегиревой, в процессе которой участвовала. Та позвонила в ресторан и предупредила, что увольнение присяжной незаконно. Заведующая испугалась, но велела подчиненной искать себе замену на время отсутствия. Посудомойка ответила, что не обязана это делать, тогда ее пригрозили выгнать сразу – ведь она работала без оформления трудовой книжки. В числе присяжных Болгова все-таки осталась, находила себе сменщиков, а когда заменить было некому, просила судью закончить заседание пораньше. Процесс закончился, а потом, придравшись к первому же случаю, Веру выгнали с работы, даже не заплатив за последний месяц. Судья попыталась помочь ей и позвонила директору ресторана. Но тот сказал, что фамилию Болговой в первый раз слышит. И пригрозил судье Снегиревой обвинением в сексуальных домогательствах, если та будет продолжать искать справедливости в отношении своей присяжной.