В Иванове и Вологде столь популярные у платежеспособного населения быстрые и удобные маршрутки уже приравняли к транспорту общего пользования, что автоматически распространяет на них обязанность бесплатно возить всех льготников. В Вологде это было сделано по решению суда (иск подавал прокурор города), в Иванове – областным законом об административных правонарушениях, который ввел солидные штрафы за отказ в бесплатном проезде льготников. В обоих городах начались вялотекущие войны пассажиров с водителями маршрутных такси.
Bойна под крышами
В Иванове – одной из беднейших столиц центра России, родине первого совета рабочих депутатов – битва за льготы превратилась в трагикомедию. С 15 августа в городе невест начал действовать закон «Об административных правонарушениях». Отныне отказ в предоставлении льготникам бесплатного проезда в маршрутных такси законодатели с подачи мэрии Иванова сочли грубым правонарушением и обложили серьезными штрафами: на граждан – от 5 до 25 МРОТ, на должностных лиц – от 10 до 50 МРОТ и на юридических лиц – от 10 до 200 МРОТ (при начислении штрафов одна «минималка» равняется 100 рублям).
Но даже под угрозой штрафа бесплатно возить льготников маршрутки не стали. Бабушки пенсионерки, инвалиды и работники федеральных силовых структур, забираясь в салоны, отказывались платить 5 рублей за проезд, ссылаясь на новое законовведение. Водители «Газелей» очень часто реагировали нецензурно, льготников со скандалами высаживали. Потом большая часть маршруток обзавелась табличкой «Проезд без льгот». Некоторые водители приписывали: «Льготный проезд только для слепых» или «Льготы только участникам Куликовской битвы».
Представители мэрии Иванова так комментировали введение карательного закона:
– Да, все льготники имеют закрепленное федеральным законодательством право на бесплатный проезд в общественном транспорте, к которому относятся и маршрутные такси, но механизм выполнения закона не проработан.
Появились и отказы сотрудников милиции составлять протоколы о правонарушении, когда гражданам отказывали в бесплатном проезде. После разбирательств милиция согласилась фиксировать и оформлять факты нарушений. При этом один из немногих протоколов такого рода был составлен на основании жалобы заместителя начальника РОВД, которому не позволили бесплатно проехать в маршрутке.
Заместитель мэра Иванова Сергей Бразер полагает, что заставить водителей коммерческого транспорта соблюдать свежеиспеченный закон очень просто – обиженные льготники должны подавать иски в суд. И лучше, если заявление будет подписано не одним пассажиром, а целой группой.
Владельцы же маршруток в Иванове в свою очередь объявили, что не намерены выполнять «сырой» областной закон.
Бесплатный проезд льготников в их «Газелях» с шашечками на крыше должен быть компенсирован из местного бюджета, однако пока об этом реально никто ничего им не говорит. Поэтому если власти будут и дальше напирать и вынуждать через суды или милицию возить льготников «за фук», то они попросту остановят движение маршруток по городу. А это может поставить крест на маршрутках. Кстати, все официально зарегистрированные авто-ЧП заключили договоры с Ивановской мэрией и исправно платят налоги в городскую казну. Если перевозчики начнут разоряться, это скажется на наполняемости бюджета.
«Два места в кабине – для льготников»
Такое объявление должно появиться на лобовом стекле всех городских маршрутных такси Вологды. По решению городского суда все восемь владельцев маршруток обязаны бесплатно перевозить ветеранов, инвалидов, «афганцев» и прочих граждан, которые пользуются льготой по федеральному закону. Областной суд, еще раз изучив материалы дела, оставил это решение без изменений.
Признав маршрутные такси транспортом общего пользования, вологодский суд фактически определил, что, во-первых, стоимость билета в маршрутках не должна превышать цены проезда в автобусе или троллейбусе. Во-вторых, льготники теперь имеют право на бесплатный проезд в этих такси. Кроме того, люди, купившие проездные билеты, также могут бесплатно ездить в маршрутках. А компенсировать затраты по перевозке льготников, по решению суда, владельцам маршрутных такси обязан бюджет.
Как и в Иванове, в Вологде «маршрутники» пытаются саботировать решение судов, ограничиваясь предупреждением на лобовом стекле машин: «Льгот нет». Мэрия уже неоднократно собирала их у себя на заседания, но безрезультатно. Если владельцы будут упираться и дальше, в администрации города не исключают того, что придется прибегнуть к помощи судебных исполнителей.
Главный аргумент вологодских транспортников: мы платим налоги именно как за такси. Кроме того, владельцы маршруток сомневаются, что бюджет сможет покрывать их расходы, и убеждены, что вступление в силу «революционного» решения суда приведет к тому, что маршрутные такси частных предпринимателей вообще прекратят работу.
Решение суда есть, а исполнения нет
В Ярославле прокуратура области также добралась до маршруток. Изучив судебную практику Верховного суда России, ее работники сочли, что положение вещей, когда льготы в маршрутках не действуют, нарушает федеральное законодательство. Поэтому прокуратура весной направила протест на постановление администрации, касающееся правил перевозки пассажиров в маршрутных автобусах.
– Мы считаем, что маршрутки на самом деле не являются такси с предоставлением пассажирам индивидуальных условий передвижения, – заявляла весной газете начальник отдела по контролю за соблюдением законодательства прокуратуры области Анна Аршинова. – В связи с тем, что для наших автобусов установлены маршруты передвижения, единая цена, общие правила работы и обслуживания клиентов, по закону они подпадают под категорию «транспорт общего пользования городского и пригородного сообщения». Значит, в маршрутных автобусах должны действовать все льготы для проезда пассажиров, установленные федеральными законами.
Одновременно в марте этого года Ярославский областной суд рассмотрел заявление гражданина Е. Н. Марасинова о признании недействительным пункта постановления администрации области, в котором указано, что льготы на проезд на маршрутки не распространяются. Суд подтвердил правоту гражданина и признал это положение недействующим с момента его принятия – с конца 1998 года. Получается, что все пять последних лет владельцы маршрутных такси должны были возить льготников бесплатно.
Администрация области отреагировала оперативно – постановление «О маршрутных таксомоторных перевозках в Ярославской области» было признано утратившим силу. Мэриям городов (в первую очередь Ярославля и Рыбинска) было рекомендовано привести утверждённые ими положения и правила, касающиеся маршрутных перевозок пассажиров, в соответствие с действующим законодательством. Мэрия Ярославля в новом положении написала просто – проезд осуществляется за плату, вообще забыв упомянуть о льготах. Читай как знаешь – можно подумать, что льготы действуют (зачем в местном положении переписывать федеральные законы), а можно толковать и так, что все обязаны платить полным рублем.
Чтобы не было двояких толкований, прокуратура Кировского района решила довести дело до конца и обязать мэрию Ярославля изменить этот пункт постановления, хотя судебное разбирательство именно по этому вопросу ничего не решает – льготы на проезд в маршрутных такси должны действовать по решению Ярославского областного суда от 27 марта.
– В случае отказа в предоставлении льгот граждане могут подавать в суд, – сказал нам сотрудник районной прокуратуры. – Один наш работник попробовал ездить в маршрутках с решением областного суда и требовал бесплатного проезда. Однако так продолжалось недолго: на него косились пассажиры, и он стал платить, как все.
В Ярославле о том, что льготники могут бесплатно ездить в маршрутках, мало кто знает. И это не случайно – опрошенные нами представители областной и городской власти, а также владельцы маршрутных такси в один голос заявили – вводить бесплатный проезд в маршрутках для льготников сейчас невозможно: у бюджетов нет денег на компенсации перевозчикам, которые просто могут разориться, если их заставят работать, не получая половины выручки.
– Пока маршрутки будут возить пассажиров за плату, – сказал начальник управления транспорта мэрии Ярославля Ирек Насыпов. – Сегодня иски граждан и прокуратуры ставят под угрозу существование маршрутного транспорта, который стал альтернативой общественному. На корню это дело губить нельзя. Если приравнять маршрутки к нашим муниципальным пассажирским предприятиям, то мэрия должна их дотировать. Денег у нас нет, мы и так реально компенсируем перевозку льготников в общественном транспорте на одну треть от необходимого.
В пассажирской службе ГУП «Яроблтранском» нам заявили, что все льготники в Ярославле могут спокойно и бесплатно ездить в существующем общественном транспорте, где порой свободнее, чем в набитых до отказа маршрутках.
Глава ярославской ассоциации владельцев маршрутных такси «Транском» Алексей Рогушкин сказал, что непродуманные решения о бесплатном проезде льготников закончатся тем, что власть компенсировать их перевозку не сможет, и все развалится вмиг.
– Практически все машины у нас взяты в лизинг. После того, как нас обяжут возить бесплатно льготников, мы не сможем платить лизинговые платежи, зарплату водителям и кондукторам, налоги и остальные сборы. Наш бизнес станет невыгодным и будет закрыт. Вряд ли это будет на пользу городу и его жителям, – уверен Алексей Рогушкин.
Именно поэтому вопрос о бесплатном проезде льготников в маршрутных такси в Ярославле не обсуждается и отложен до лучших времен. Городские власти и владельцы маршруток уверены, что население их поймет и не будет требовать революции на транспорте. Иначе нам не избежать негативного опыта соседей – Иванова и Вологды.