– Недавно был показан сюжет о том, что в благополучной Англии полицейские не справляются с валом уличных нападений, которые молодые люди совершают ради забавы. У нас уличные преступления в основном совершаются с корыстной целью. Как сейчас в области складывается обстановка с уличной преступностью и как милиция справляется с этим?
– Если говорить о статистике, то в последнее время идет небольшое снижение уличной преступности. Но нет никакого повода для радости – преступления совершаются в общественных местах и носят довольно тяжкий характер. В основном это грабежи с целью завладения сотовыми телефонами. Уже одно только слово «грабеж» говорит о тяжести совершенного преступления, дерзости преступников и в целом заставляет задуматься о том, все ли мы сделали для того, чтобы както уменьшить количество грабежей, увеличить их раскрываемость в дежурные сутки, чтобы преступники понесли заслуженное наказание.
– Часто в сообщениях прессслужбы УВД говорится о раскрытии преступлений «по горячим следам» – что это значит? И много ли раскрывается таким образом уличных преступлений?
– По «горячим следам» – это когда преступление удается раскрыть в дежурные сутки. К сожалению, процент раскрытия уличных преступлений за этот срок не превышает 35 процентов. Это ниже среднероссийского показателя и ниже показателя по Центральному федеральному округу.
Что мы делаем? В первую очередь используем, как я это называю, экономический стимул. Принято решение поощрять сотрудников милиции и граждан, которые помогли в раскрытии преступлений по «горячим следам».
Хочу заметить, что сотрудники милиции не всегда могут быстро раскрыть преступление, если о нем заявлено с задержкой. Сообщать следует сразу же – либо лично, либо по телефону 02. Преступник, совершая грабеж, расчетлив, хладнокровен. У него есть цель – завладеть вещами и сбыть их. И чем скорее в борьбу с ним вступит сотрудник милиции, тем больше шансов на торжество справедливости.
– Петр Николаевич, не секрет, что некоторые пострадавшие от преступлений граждане не обращаются в милицию, полагая, что это отнимет у них много времени и ни к чему не приведет.
– В таких сомнениях есть доля правды. Конечно, остались еще нерадивые сотрудники милиции, которые в той или иной мере могут волокитить при приеме заявления. Скажут – посидите, подождите и так далее. Подобные факты коегде выявлялись. Но я заверяю читателей, что все заявления регистрируются и ни одно не остается без рассмотрения.
Если есть возможность раскрыть преступление по «горячим следам», если потерпевший запомнил приметы преступника, то составляется его словесный портрет, фоторобот. Мы сразу же сообщаем о преступлении всем нарядам, несущим службу в городе. Если похищена вещь, у которой есть номер, то он заносится в базу данных «Номерная вещь». По ней потом проверяются похожие вещи, в том числе сотовые телефоны. Есть случаи, когда телефоны возвращаются владельцам.
Сейчас мы пробуем еще один способ раскрытия преступлений, если не удалось с этим справиться в дежурные сутки. Просим потерпевших проехать с нашими нарядами по тем местам, где возможно появление лиц, совершивших грабеж, чтобы пострадавший мог опознать преступника.
Заявить о преступлении теперь можно, где хочешь, когда хочешь и кому хочешь. Куда бы вы ни обратились, в РЭУ или МЧС, ваше заявление будет направлено в орган внутренних дел по месту совершения преступления.
О преступлении можно сообщить и по телефону, и факсом, и письменно, и устно. Это право гражданина. Я понимаю, что есть право заявлять о преступлении и есть право не заявлять. Но из этого права не заявлять вырастает латентная преступность, то есть укрытая от учета. Те, кто промышляют грабежами, будут совершать их и сегодня, и завтра, и послезавтра. До тех пор, пока мы вместе с общественностью не выявим, не задержим и не привлечем их к уголовной ответственности.
– В какой срок должно быть рассмотрено поступившее в органы внутренних дел заявление?
– Если потерпевший пишет заявление в органы внутренних дел, то ему в дежурной части дают талонуведомление, корешок от которого остается у нас для учета. Законом предусмотрено, что решение, возбуждать уголовное дело или нет по заявлению, должно быть принято в течение 3 суток, а в исключительных случаях, когда по изложенным фактам требуется дополнительная проверка, – до 10 суток. Сообщения о происшествиях, не содержащих признаков преступления, рассматриваются в срок не более 30 суток.
Я предвижу вопрос: а что делать, если отказали в возбуждении, а заявитель не согласен с этим? Все отказные материалы в настоящее время проверяются прокуратурой. Ответ направляется с обязательным приложением копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Его можно обжаловать в районной прокуратуре, изложив свою точку зрения.
Поверьте, действия милиции прозрачны, открыты, и каждый заявитель может на любом этапе ознакомиться, как идет проверка по его делу.
– Петр Николаевич, куда может обратиться гражданин, если считает, что милиционеры нарушили закон и несправедливо с ним обошлись?
– Есть в аппарате УВД отдел собственной безопасности. Он создан для того, чтобы выявлять правонарушения и преступления, совершенные сотрудниками милиции. Туда можно позвонить по телефону 729083. Есть у нас и телефон доверия: 731050. Пожалуйста, звоните. Можно и не называя себя. Я еще раз подчеркиваю, что ни одно обращение в милицию не останется без рассмотрения и без ответа. Надеюсь, что мы вместе с общественными и молодежными формированиями, вместе с нашими ветеранами примем меры, чтобы победить преступность.